Напитавшись впечатлениями на Брюльской террасе, я отправилась по Мосту Августа (Augustusbrücke) на другую сторону Эльбы, в Новый город (Нойштадт), где находился мой отель.
Путь мой лежал мимо статуи Золотого всадника (Goldener Reiter), который стоит на высоком постаменте возле рынка Нового города (Neustädter Markt). Памятник изображает курфюрста Фридриха Августа I Саксонского — Августа Сильного (годы правления: 1694-1733).
Этот монумент, возможно, является не самым совершенным с художественной точки зрения, но уж точно самым известным памятником Дрездена, одним из символов города. Памятник изображает Августа Сильного в римских доспехах на вздыбленном коне. Всадник неслучайно повернут лицом в сторону Нового города: целью авторов было в первую очередь отдать дань саксонскому правителю как покровителю восстановительных работ в этой части города на правом берегу Эльбы. Район, именуемый сегодня Нойштадтом (ранее Neue Königsstadt, Neuen Königlichen Stadt, т.е. «новый королевский город»), в 1685 году практически полностью сгорел во время пожара, и вплоть до 1732 года продолжалась его новая застройка в барочном стиле под покровительством Августа Сильного.
Автором проекта памятника Августу Сильному предположительно является придворный скульптор Жан-Жозеф Винаш (Jean Joseph Vinache) (1696-1754). В 1733 году пушечный мастер из Аугсбурга Людвиг Видеман (Ludwig Wiedemann) (1690-1754) отлил памятник из меди в своей дрезденской мастерской. Металлический каркас внутри памятника обеспечивает устойчивость вставшего на дыбы королевского коня. Памятник был впервые покрыт позолотой методом огневого золочения в 1735 году. В 1736 году монумент был установлен на Рыночной площади Нового города. Первоначально планировалось, что памятник будет украшать мост Августа, однако для этого он оказался слишком тяжел.
Постамент памятника, на котором начертаны титулы Августа Сильного, был изготовлен в 1884 году архитектором Константином Липсиусом (Constantin Lipsius) по проекту Захариаса Лонгелюнэ (Zacharias Longuelune), выполненному еще в 1735 году. Надпись на пьедестале указывает на то, что Август Сильный был не только курфюрстом Саксонии, но и королем Польши: FRID.AUGUSTUS I. DUX SAXONIAE S.R.I.PRINCEPS ELECTOR ARCHIMARESCHALCUS IDEMQUE REX POLONIAE. Во время бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года памятник находился в Пильнице. В 1956 году, после реставрации, на которую ушло 200 г сусального золота, монумент вновь вернулся на площадь в Дрездене. Возвращение было приурочено к празднованию 750-летия города.
От площади с памятником Августу Сильному начинается главная улица этой части Дрездена — Гауптштрассе (Hauptstraße). Эта засаженная платанами и украшенная скульптурами прогулочная аллея является одной из самых привлекательных улиц в городе.
Жаль только, что стоявшие здесь барочные здания большей частью не уцелели. Однако некоторые здания всё же не были повреждены во время бомбежки. Например, на следующей фотографии виден красивый фасад одного из исторических бюргерских домов Нойштадта.
Неподалёку находится церковь Трех Волхвов (Dreikönigskirche), одна из главных достопримечательностей этой части Дрездена (адрес: Hauptstraße, 23). Позднебарочная церковь была построена на месте бывшего кладбища в 1732-1739 гг. по проекту Матиаса Даниэля Пёппельмана (Matthäus Daniel Pöppelmann), архитектора дрезденского Цвингера (кладбище было после этого перенесено к северу, на Friedensstraße, сегодня это Innerer Neustädter Friedhof). Автор проекта дрезденской Фрауэнкирхе Георг Бэр (George Bähr) (1666-1738) отвечал за внутреннее оформление церкви и руководил строительными работами после смерти Пёппельмана, с 1734 года. А уже после смерти Бэра строительство храма заканчивал его ученик, помощник и шурин Иоганн Георг Шмид (Johann Georg Schmid) (он служил архитектором городского совета Дрездена), которому помогал каменщик городского совета Иоганн Готфрид Фере (Johann Gottfried Fehre). Необарочная 88-метровая башня появилась лишь в 1854-58 гг. Башня построена из песчаника и украшена многочисленными скульптурами (в том числе фигурами четырех евангелистов и трех волхвов). Сегодня на башню можно подняться в любое время года и осмотреть город.
В феврале 1945 года церковь была значительно разрушена во время воздушной бомбардировки. Уцелели только наружные стены и башня. В 1984-94 гг. были проведены реставрационные работы. Интересно, что западный фасад церкви (выходящий на улицу Königstraße, виден на правой фотографии снизу) сохранился от прежней церковной постройки начала XVIII века, существовавшей на этом месте до 1732 года.
Особенность церкви Трех Волхвов в том, что алтарь здесь находится не с восточной стороны, как обычно, а с западной (другим примером такого расположения алтаря является Придворная католическая церковь на другой стороне Эльбы). Причина кроется в градостроительных требованиях: согласно генеральному плану застройки Августа Сильного, вход в церковь должен был осуществляться со стороны Hauptstraße, через главную дверь центрального ризалита восточного портала (собственно, само возведение позднебарочного храма на нынешнем месте началось как раз с того, что в 1732 году курфюрст приказал снести располагавшуюся неподалеку прежнюю церковь Трех Волхвов, так как она мешала его планам по прокладке парадной улицы квартала, нынешней Hauptstraße).
Внутри церкви сегодня можно увидеть обгоревший остов ценного барочного алтаря, выполненного в 1741 году дрезденским мастером Иоганном Бенджамином Томэ (Johann Benjamin Thomae). Сделанный из песчаника, этот огромный алтарь изображает мудрых и неразумных дев перед Иисусом Христом, а по бокам украшен скульптурами евангелистов Иоанна и Матфея. Сегодня алтарь служит своеобразным антивоенным мемориалом.
Также из предметов внутреннего убранства представляет интерес 12-метровый, некогда полихромный, фриз из песчаника с изображением «Дрезденской пляски смерти» (Dresdner Totentanz), созданный местным скульптором эпохи Ренессанса Кристофором Вальтером I (Christoph Walther I) в 1534-36 гг. и первоначально находившийся на фасаде Георгиевского дворца при резиденции саксонских правителей. После большого пожара 1701 года, в результате которого пострадал и Георгиевский дворец, Август Сильный преподнес фриз в подарок общине церкви Трех Волхвов (после сноса прежней церковной постройки и начала строительства новой церкви фриз находился на вышеупомянутом кладбище Neustädter Friedhof, а с 1990 года, после окончания восстановительных работ, перенесен в отреставрированный храм).
Барельеф «Дрезденская пляска смерти» напоминает о бренности человеческого существования. Он содержит 24 фигуры, изображающие духовенство и мирян — начиная с папы и короля и заканчивая крестьянином, ростовщиком и нищим, — которые перемежаются с 3 фигурами Смерти. Длина барельефа составляет 12,5 м, высота — 1,2 м.
Сегодня церковь используется не только для проведения богослужений: здесь устроено несколько современных выставочных залов, а также конференц-залы, в которых проводятся конференции и концерты.
Полезная бытовая деталь для туристов: в церкви Трех Волхвов есть бесплатный туалет (тут, кстати, также стоит отметить, что заведение есть и в Придворной католической церкви, но не все об этом знают: я обнаружила его совершенно случайно, когда поднялась на второй этаж на хоры; думаю, правда, дверь наверх не всегда бывает открыта).
Центральная улица Hauptstraße переходит в площадь Альбертплатц (Albertplatz). Здесь внимание привлекают два парных монументальных фонтана в виде чаш: «Штормовые волны» (Stürmische Wogen) и «Тихий омут» (Stille Wasser) (на фотографии справа). Эти фонтаны, одни из красивейших в Дрездене, были созданы в мастерской немецкого скульптора Роберта Дица (Robert Diez) в 1887-1894 гг. и торжественно установлены на площади 1 сентября 1894 года. Во время бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года оба фонтана пострадали незначительно, однако фонтан «Штормовые волны» (с западной стороны площади) было решено демонтировать и распределить его отдельные части по разным районам города. А на его месте в ноябре 1945 года появился советский памятник. Деятели искусства не одно десятилетие пытались добиться возвращения фонтана на прежнее место. Наконец в 1985 году городской совет поручил дрезденским специалистам собрать сохранившиеся детали фонтана. Утерянные фрагменты были воссозданы в 1988-1989 гг. В 1994 году советский памятник был перенесен отсюда в небольшой садик близ Военно-исторического музея Дрездена, а на сохранившемся от первоначального фонтана постаменте вскоре появился и вновь заработал скульптурный фонтан «Штормовые волны». Что касается фонтана «Тихий омут» (который установлен с восточной стороны площади), то он пострадал во время бомбардировки меньше всего. Чаша и механизм фонтана были отреставрированы в 1992-93 гг., а его скульптуры — в 2008 году.
Фонтан «Штормовые волны» украшают динамичные фигуры тритонов и сражающихся с морскими чудовищами водяных. На фонтане «Тихий омут», напротив, изображены прелестные, мирно сидящие подле своих подруг морские нимфы, наяды и спящие амурчики, а также неторопливые морские животные (черепахи и др.).
Поблизости находится еще один интересный фонтан, который мне удалось сфотографировать на следующее утро, когда погода была чудесно яркая, солнечная и снова очень теплая. Это артезианский колодец (Artesische Brunnen), изящный павильон Tempietto для которого создал в 1906-1912 гг. архитектор Ганс Эрльвейн (Hans Erlwein). Многие дрезденцы приходят сюда, чтобы попить родниковой воды. Я, правда, не пробовала, но заметила, что тоненькая струйка течет (в отличие от двух вышеописанных фонтанов, этот работает круглый год). Находится этот колодец с северной стороны площади Альбертплатц, в начале улицы Königsbrücker Straße.
Теперь настал черед пропеть дифирамбы моему отелю в Дрездене под названием Mark Hotel Alpha Dresden (через два года после поездки, в 2011 году, я выяснила, что с некоторых пор этот отель называется по-другому: Grand City Hotel Dresden Zentrum). Находится эта гостиница минутах в 20-30 (в зависимости от маршрута) ходьбы от центра Старого города, а от вокзала Нового города (Нойштадтбанхоф) так и совсем недалеко. Поблизости есть магазин Lidl (адрес супермаркета Lidl в этой части Дрездена: Hansastraße, 50). Сам отель находится в очень приличного вида здании (жаль, забыла сфотографировать) и в хорошем районе. В окрестностях отеля встречаются очень неплохие здания, как, например, этот дом (на Дворцовой площади Palaisplatz, угол с Hainstraße, почти напротив Японского дворца):
Далее об отеле. Цены вполне гуманные: одноместный номер стоит от 50 до 70 ЕВРО (я платила 50, так как, очевидно, не сезон). Номера вполне просторные, ванная шикарная, кровать роскошная, практически двуспальная. Очень чисто и приятно. Персонал приветливый. Завтрак шведский стол: выбор очень неплохой, но, видимо, потому, что народу сейчас в отеле живет мало, то и еды положили не очень много, хотя и разнообразно. Впрочем, мне и еще двум мужикам, которые явились завтракать в начале восьмого, еды более чем хватило. Сыры разнообразные, колбасы, мюсли и пшеница; на каждом столике приборы и кофейник с заваренным кофе; горячие сосиски и омлет; вкусные джемы; булочки и пироги; в общем, приличнее, чем в гамбургском A&O. Вот только плохо, что фруктов не дали: только фруктовый салат стандартный; кажется, из банки.
Да, еще забыла упомянуть, что на следующее утро, когда я уезжала из отеля, мне дали купон, дающий право на скидку в размере 15%, если я в следующий раз у них остановлюсь. Или в другом отеле их сети; они есть в Лейпциге, Берлине и некоторых других городах.
См. также другие материалы из нашего путеводителя по Дрездену:
Достопримечательности Дрездена. Часть вторая. Брюльская терраса, церковь Богородицы (Фрауэнкирхе)
Достопримечательности Дрездена. Часть пятая. Цвингер и опера Земпера.
Дрезден: музей фарфора в Цвингере.