Хельсинки хорош не только классическим набором достопримечательностей, но и отличными возможностями загородных поездок. В окрестностях Хельсинки масса очаровательных мест — таких как, например, музей Дидрихсена, — где можно побыть наедине с природой и заодно открыть для себя новые грани финского искусства. Вилла Виттреск (Hvitträsk), расположенная в Киркконумми, примерно в 30 км от Хельсинки, — музей-заповедник, который обязательно стоит посетить всем любителям «северного модерна» и финской архитектуры вообще.
Эту дачу-студию на тихом берегу озера построили для себя в начале XX века три крупнейших представителя финского национального романтизма: архитекторы Элиэль Сааринен, Герман Гезеллиус и Армас Линдгрен. Теперь тут музей. Вы можете побродить по ухоженной территории с цветами, выйти к озеру и послушать тишину, а также посетить главный усадебный дом (виллу) — удивительно гармоничное жилище со стильным авторским интерьером и оригинальной архитектурой, умело вписанной в природный ландшафт. Всё здесь дышит спокойствием и красотой, настраивая на созерцание. Природа живописна, а воздух чист.
В этой заметке мы поделимся своими впечатлениями и фотографиями от поездки в музей-усадьбу Виттреск под Хельсинки, а также немного расскажем об истории этого замечательного места.
Нам удалось побывать на вилле Виттреск ранней весной, когда музейный сезон еще только начинается и можно в полном одиночестве бродить по гостеприимным комнатам, умиляться нежным первоцветам в усадебном саду и любоваться синей гладью озера, только недавно освободившегося ото льда.
Добираться до музея своим ходом непросто, поэтому поездка потребовала тщательного планирования, но благодаря пунктуальному финскому транспорту всё прошло идеально. Погода тоже не подвела. День выдался на редкость гармоничным, соединив в себе природно-оздоровительный отдых с культурным.
Если вы еще не знаете, куда съездить в окрестностях Хельсинки, приглашаем последовать нашему примеру и посетить усадьбу Виттреск. Можете быть уверены, что получите двойное удовольствие: от прекрасных художественных произведений и живописного пейзажа, который их окружает.
- Практическую информацию о посещении музея-усадьбы Виттреск (как добраться, часы работы, сколько стоят билеты и проч.) вы найдёте в конце публикации.
- Подробное описание и фотографии интерьеров виллы можно найти во второй части отзыва.
История усадьбы Виттреск
Дом-студия архитекторов
Загородная усадьба (вилла) Виттреск (Hvitträsk) — настоящая жемчужина финского национального романтизма («северного модерна»), прекрасный пример жилища, неразрывно связанного с окружающей природой и воплощающего идеи синтеза искусств. На сегодняшний день этот уникальный дом-мастерская признан одним из шедевров европейской архитектуры и интерьерного дизайна начала XX века.
Возможность любоваться этим шедевром тем ценнее, что другой интереснейший образец загородного жилища по проекту Сааринена, Гезеллиуса и Линдгрена — усадьба Суур-Мерийоки — в настоящее время утрачен (здание было разрушено в 1941 году). Среди других заслуживающих внимания домов-студий эпохи национального романтизма в Финляндии можно назвать усадьбы таких культурных деятелей, как скульптор Эмиль Викстрём («Висавуори»), композитор Ян Сибелиус («Айнола») и художник Аксели Галлен-Каллела («Калела» и «Тарваспяя»).
Как же появилась вилла Виттреск и чем она знаменита?
Благодаря сенсации, которую Финский павильон архитектурного бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen произвел на Всемирной выставке 1900 года в Париже, трое выпускников Гельсингфорсского (Хельсинкского) политехнического института — Элиэль Сааринен (1873-1950), Герман Гезеллиус (1874-1916) и Армас Линдгрен (1874-1929) — завоевали поистине всемирную известность и признание ([1];[3];[32]). После этого триумфа у талантливой троицы появилось несколько крупных заказов, а заодно и средства на то, чтобы спроектировать и построить собственный дом-студию.
Название усадьбы «Виттреск», похрустывающее на языке, словно сухая еловая веточка, — не финское, а шведское. Оно переводится со старошведского как «Белое озеро» (hvitträsk; в современном написании — vitträsk). Усадьба расположена в живописной уединенной местности на высоком берегу одноименного озера. Название самого озера, по одной из версий, связано с высоким содержанием соли в его водах ([14];[15]).
В 1901 году друзья-архитекторы приобрели здесь участок земли — имение Marievik, и в ближайшие несколько лет поросший соснами утёс украсился целым комплексом строений ([1];[3];[17];[18]). Это было убежище от шума городской жизни, которое молодые зодчие построили для себя, своих родных и близких, друзей и помощников.
Архитектурное трио предпочло не присоединяться к знаменитому творческому сообществу, сформировавшемуся к тому времени на берегах озера Туусуланярви, к северу от столицы (там, в частности, находились усадьбы Пекки Халонена, Яна Сибелиуса и Ээро Ярнефельта) ([18];[27]), а остановило свой выбор на более укромном районе к западу от Хельсинки. Свою роль в этом, видимо, сыграла исключительная красота пейзажей вокруг озера Виттреск и тишина, располагающая к сосредоточенной работе.
Место для загородной усадьбы было выбрано очень удачно: с одной стороны, невероятно живописная изолированная местность, нетронутая природа и возможность жить и работать вдали от столичной суеты, с другой — наличие необходимых транспортных связей. Дело в том, что, несмотря на уединенность, район не был оторван от цивилизации: рядом проходила железная дорога, что позволяло быстро добраться до Хельсинки. Сообщение по воде тоже присутствовало. Как ни стремились архитекторы к тишине и покою, они не могли себе позволить жить как отшельники: необходимо было контролировать ход работ на различных объектах и общаться с клиентами ([17];[18];[27]).
Уже в первый год был готов флигель — так называемая Малая вилла (по-фински Pieni huvila, по-шведски Lilla villan) (на фото ниже показана ее угловая башня), а в 1903 году было завершено строительство главного усадебного дома, и усадьба стала обитаема.
Каждый из архитекторов проектировал свою часть дома ([14];[18];[28]). Южное крыло главного здания заняли Элиэль Сааринен и его жена Матильда (Mathilda Gyldén) (1877-1921), Армасу Линдгрену с семьей досталось северное крыло, а на Малой вилле — там, где сейчас находится кафе и ресторан, — стал жить холостяк Герман Гезеллиус со своей сестрой Лоей (Луизой) (Louise или Loja Saarinen/Gesellius) (1879-1968), которая недавно вернулась из Парижа, где изучала скульптуру ([1];[2]; [28];[29]).
Примерно до 1906 года продолжалось оформление интерьеров коврами, декоративной живописью, мебелью и витражами. В этих работах архитекторам активно помогал художник Аксели Галлен-Каллела [14].
Напоминаем, что подробное описание интерьера виллы и фотографии комнат вы найдете в отдельной заметке.
В 1903-1905 годах усадьба Виттреск служила компаньонам одновременно и домом, и студией их легендарного архитектурного бюро. Собственно офис размещался в одноэтажном корпусе, соединявшем две жилые части главного здания [17]. Именно в этом загородном ателье были разработаны проекты таких знаковых финских построек эпохи национального романтизма, как Национальный музей (1901-1912; проект Гезеллиуса, Сааринена и Линдгрена) и Центральный железнодорожный вокзал Хельсинки (1904-1914; проект Сааринена). Другие сотрудники бюро также проживали в усадьбе [1].
Несмотря на идиллическую атмосферу, общие идеалы и творческие устремления обитателей усадьбы, их отношения — профессиональные и личные — складывались непросто. В 1903 году брак Элиэля и Матильды распался. Впрочем, развод не стал для них трагедией: Элиэль очень скоро женился на сестре Гезеллиуса — Лое и прожил с ней до конца своих дней, а Матильда вышла замуж за Гезеллиуса и тоже была рядом с ним до его смерти. Так эти четверо нашли друг друга и свое счастье. Обе свадьбы сыграли в один день, в марте 1904 года ([1];[17]).
Гостивший в усадьбе композитор Густав Малер не совсем не точно, но очень живо описал эту любовную рокировку: «Эти два архитектора, два очень симпатичных молодых человека, женаты на таких же юных молодых женщинах и живут очень весело вместе. Правда, где-то примерно год назад они заскучали и поменялись женами, и вот уже год живут всё так же весело» [12].
Однако содружество архитекторов подходило к концу. Уже в 1905 году Линдгрен с женой и детьми переехал обратно в Хельсинки: работа требовала его постоянного присутствия в столице, да и творческие разногласия всё больше подтачивали отношения в триумвирате ([17];[18]). Этот год стал последним в истории существования архитектурного бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen ([1];[2]).
После распада бюро
С 1905 по 1916 год усадьба Виттреск оставалась домом и мастерской двух архитекторов: Элиэля Сааринена и Германа Гезеллиуса. Они продолжали сотрудничество до 1907 года, после чего каждый занялся самостоятельной практикой [27]. Гезеллиус с Матильдой после отъезда Линдгрена перебрались в северное крыло главного дома, где заменили мебель и переделали интерьеры в соответствии со своими потребностями (у них с Матильдой не было детей) [18]. Сааринен с Лоей по-прежнему жили в южном крыле. В их браке родилось двое детей: дочь Эва-Лиза (Пипсан) (1905-1979) (Eva-Liisa/Pipsan), ставшая дизайнером, и сын Ээро (Eero Saarinen) (1910-1961), впоследствии — выдающийся американский архитектор ([17];[29]). (Тот факт, что Виттреск является домом, где родился и вырос всемирно известный Ээро Сааринен, уже в наши дни сыграл роль в решении сохранить и бережно отреставрировать усадьбу).
В 1912 году Гезеллиус заболел и в 1916 году скончался от рака, а Матильда уехала в Париж, и вся усадьба перешла во владение Сааринена ([1];[6];[11]). После того как Виттреск полностью перешел в его распоряжение, Сааринен добавил к вилле ряд наружных элементов, в том числе лоджии и террасы по своему вкусу [5]. Лоя увлеченно занималась садоводством ([27];[29]).
В 1923 году Сааринен, на волне интереса, вызванного его проектом на конкурсе офиса Chicago Tribune в Чикаго, а также под влиянием ухудшающейся экономической обстановки в Финляндии, переехал с семейством в США [25]. Финский зодчий стал профессором архитектуры Мичиганского университета, а затем долгие годы работал в уникальном образовательном центре дизайна и архитектуры Кренбрук (Cranbrook): проектировал многочисленные здания этого комплекса, преподавал, а в 1932 году возглавил в Кренбруке Академию искусств ([24];[29]). Лоя тем временем открыла собственную студию авторского текстиля.
Несмотря на успешную карьеру в США, усадьба Виттреск была для Саариненов самым дорогим местом на земле. Они постоянно вспоминали об оставленном гнезде и волновались, как во время их отсутствия ведутся дела, в каком состоянии поддерживается дом и сад. На хозяйстве оставались сестра Лои, Ольга, и приятели Саариненов — Йоханнес и Рита Эквист, и в своих обстоятельных письмах Лоя давала указания относительно того, что посадить, какой персонал нанять и что приготовить к их летнему приезду ([27];[29]).
Элиэль и Лоя не могли забыть уютных комнат своей финской виллы и исправно возвращались сюда каждое лето — до 1946 года. При этом формально усадьба Виттреск оставалась их летней резиденцией до 1949 года ([1]; [5]; [18];[27];[28];[29]).
Гостеприимный дом
Рассказ об истории виллы Виттреск будет неполным, если не затронуть приятную тему усадебного быта и развлечений. Архитекторы Элиэль Сааринен, Герман Гезеллиус и Армас Линдгрен, может, и любили относительное уединение, но с удовольствием принимали у себя друзей, устраивали застолья и вечеринки, и их дом всегда был открыт для гостей.
Усадьба в течение целого десятилетия являлась одним из центров художественной жизни не только Хельсинки, но и всей Финляндии [3].
В широкий интернациональный круг гостивших в доме творческих личностей входило немало интеллектуалов и выдающихся деятелей из самых разных областей искусства. Здесь бывали такие знаменитости, как австрийский композитор Густав Малер, финские композиторы Ян Сибелиус и Роберт Каянус, финский художник Аксели Галлен-Каллела, шведский скульптор Карл Миллес, венгерский скульптор и архитектор Геза Мароти, русский писатель Максим Горький, немецкий критик Юлиус Мейер-Грефе ([6];[7];[13];[14];[27];[29]). Приезжали и любители искусства, жившие на соседних виллах.
Мейер-Грефе остался под впечатлением от широты интересов своих финских друзей («Мы говорили о Финляндии, “Калевале”, а также о Бёрдсли, Морисе Дени и Европе» [29]), а Густава Малера вилла очаровала романтическим расположением среди лесов, восхитительным интерьером, добротой и щедрым гостеприимством хозяев [14]. В главной гостиной виллы Галлен-Каллела написал портрет композитора.
В усадьбе подолгу гостили Эрик Эрстрём (Eric Otto Woldemar Ehrström) и его жена Ольга Гуммерус-Эрстрём (Olga Gummerus-Ehrström). Ученик Галлена-Каллелы, Эрстрём был невероятно разносторонним художником и дизайнером, и Сааринен привлекал его к работам над оформлением комнат в усадьбах Виттреск и Суур-Мерийоки [5]. Ольга Гуммерус-Эрстрём также была талантливой художницей. Во время осмотра интерьеров виллы мы сможем увидеть разработанные Эрстрёмом чудесные художественные изделия из металла, а также интригующий витраж по эскизам Ольги Гуммерус-Эрстрём.
Гостей Виттреска привлекала сердечная атмосфера загородной виллы, интересные собеседники, красивая природа и вкусные угощения. Хозяева готовили блюда из местных даров природы — грибов и ягод, озерной рыбы. Фирменным десертом Лои Сааринен считался черничный пирог ([17];[27]). Не обходилось и без хорошей выпивки. Сибелиус в шутку или всерьез писал о заведенной в усадьбе традиции поить каждого новоприбывшего до потери сознания: «Мало кто мог сравниться с хозяевами, которые после двух бутылок водки проверяли степень своей трезвости, стоя на одной ноге и держась за чугунное кольцо, вмонтированное в камин» [12].
В обычные дни в усадьбе тоже не скучали, благо здесь всегда постоянно присутствовало большое веселое общество: напомним, что, помимо самих архитекторов и их семей, под одной крышей жили их коллеги и ассистенты. Многие друзья и члены семьи архитекторов одновременно являлись партнерами или клиентами их бюро. Все эти люди не только вместе работали, но и отдыхали. Усадебный быт оживляли разнообразные увеселения и затеи, о которых свидетельствуют сохранившиеся архивные фотографии. Спортивные занятия на озере Виттреск (источник [11]):
Семьи Элиэля Сааринена и Гезы Мароти на лыжной прогулке (источник [17]):
Обитатели Виттреска играли в бильярд и салонные игры, уважали спорт: зимой катались на лыжах и коньках, летом катались на лодках и рыбачили, играли в бадминтон и теннис ([7];[11];[17]) (источник фото: [19]).
Виттреск становится музеем
В 1949 году, за год до своей смерти, Сааринен продал любимую усадьбу чете Вуорио (Vuorio). После банкротства последней, в 1968 году, усадьбой завладел банк — Kansallis-Osake-Pankki, у которого ее через год выкупил фонд семьи Вуорио. В 1969 году состоялся аукцион движимого имущества, южное крыло главного здания решено было преобразовать в музей, а Малая вилла стала рестораном. В северном крыле позднее разместилась гостиница [1].
В 1971 году усадьба Виттреск открылась для публики как музей, а еще через десять лет была выкуплена финским государством. В 1996 году в комплексе начались ремонтные и реставрационные работы; в 1997-1998 годах был отреставрирован музейный сад. В 1999 году музей закрылся на реконструкцию.
В 2000 году музей-усадьба Виттреск был передан Национальному совету по сохранению памятников древности (Museovirasto) и открыт для публики после завершения работ. Значительную часть подлинной обстановки удалось вернуть на свое место [2]. Недостающие предметы мебели, а также напольное покрытие и обои были воссозданы по историческим фотографиям и чертежам [17]. Описание и фотографии интерьеров виллы вы найдете во второй части отзыва.
В 2002 году северное крыло было модернизировано и приспособлено для проведения семинаров и конференций [1].
Музей-усадьба Виттреск является филиалом Национального музея Финляндии.
Самостоятельная экскурсия по усадьбе Виттреск. Архитектура зданий
Предлагаем теперь вместе с нами прогуляться по усадьбе, а потом заглянуть в главный дом-студию, где теперь устроен музей с подлинными интерьерами в стиле финского «северного модерна». (Описание и фотографии интерьеров виллы вы найдете во второй части отзыва).
Собственно говоря, побродить по территории усадьбы Виттреск, не заходя в главное музейное здание, можно бесплатно. И хотя мы всячески рекомендуем потратиться на билет и оценить дивные интерьеры, осмотреть постройки снаружи и оценить их с разных ракурсов тоже очень интересно.
Не упустите возможности обойти вокруг виллы и спуститься к озеру: природа здесь завораживает своей красотой и чистотой!
Загородный комплекс Виттреск занимает территорию около 16 гектаров [27]. На участке расположены главное усадебное здание (южное крыло которого занимает музей, а северное — конференц-центр), Малая вилла (ныне кафе и ресторан), парковка, хозяйственные постройки, а также сауна. Чуть поодаль находится могила архитекторов Элиэля Сааринена и Германа Гезеллиуса. Все эти объекты хорошо видны на плане усадьбы Виттреск:
Комплекс имеет свободную асимметричную планировку и соотнесен соотнесены по высоте с перепадами неровного рельефа ([5];[18];[24]). Основная часть усадьбы выстроена вокруг внутреннего двора, превращенного в ряд садовых террас с разнообразными цветами, кустарниками и зарослями винограда. Двор является неотъемлемой частью всего ансамбля — завершенного архитектурно-ландшафтного комплекса. Подобная группировка построек вокруг главного двора характерна для традиционной финской фермы и одновременно и напоминает о средневековом доме-замке ([5];[18]).
Если посмотреть на дом со стороны двора, может показаться, что он совсем невелик, однако, оказавшись внутри, убеждаешься, как обширна на самом деле вилла. Благодаря хитроумной планировке архитекторы умело «спрятали» внутри скромной постройки десятки комнат! (Подробное описание и фотографии интерьеров виллы Виттреск можно найти во второй части отзыва).
Особая прелесть усадьбы Виттреск — в том, как безукоризненно сооружения вписаны в ландшафт, как тесно они связаны с камнями, озером, лесом (к сожалению, сильно поредевшим в последнее время из-за масштабной вырубки [10]).
Крайне важную роль при этом играет выбор материалов, умение подчеркнуть их естественную природу с учетом окружающей виллу первозданной красоты.
Главное усадебное здание, расположенное на высоком лесистом утёсе с видом на озеро Виттреск, было построено в 1902-1903 годах. Эта изысканная вилла в стиле финского «северного модерна» (национального романтизма) прославила имена Сааринена, Гезеллиуса и Линдгрена и стала важным толчком к развитию нового архитектурного течения в Финляндии ([4];[18]).
Как мы помним, на первых порах здание служило общей мастерской и жилищем Сааринена и Линдгрена, которые занимали, соответственно, южное и северное крыло, соединенные центральным одноэтажным корпусом архитектурной студии (бюро), имевшим отдельный вход со стороны двора. Гезеллиус сначала жил в отдельном флигеле, а после отъезда Линдгрена сменил его в северном крыле. С 1916 года на вилле жила только семья Сааринена, и чудесные интерьеры, которые мы позже увидим, относится именно к их квартире (расположенной в южном крыле).
В основании постройки — массивная каменная кладка из природного гранита. «Случайные» вкрапления в нее необработанных валунов намекают на стихийные силы природы. Стены частично оштукатурены, а вверху имеют колоритное покрытие «чешуйчатым» гонтом (дранкой). Дополнительную живописность вилле придают разнообразные лестницы, эркеры, террасы и балконы.
Дверь северного крыла рождает ассоциации с рыцарскими замками.
Рядом с северным крылом разбит небольшой очаровательный сад.
Сейчас середина апреля, снег уже сошел, и из-под земли показали свои головки крокусы и подснежники.
В дальнем конце сада, на возвышенности среди высоких сосен, стоит уютная деревянная беседка.
Вся пронизанная солнцем, она рисует в воображении идиллические картины летних семейных чаепитий с видом на озерную даль.
Доминантой северного крыла некогда служила высокая квадратная башня, увенчанная верхушкой со шпилем [5]. Эта обитая деревом башня была утрачена при пожаре 1922 года [27], и теперь ее можно увидеть лишь на старых фотографиях (источник фото: [21]). Снабженная башней, усадьба Виттреск еще больше походила на романтический средневековый замок. Обликом этой башни — и всей усадьбы с ее обильным использованием дерева и свободной планировкой — была навеяна архитектура ряда других построек в стиле «северного модерна», расположенных восточнее, в Старофинляндии. Среди них — дача писателя Л. Н. Андреева в Ваммелсуу, автором которой был стажировавшийся у Сааринена Андрей Оль ([32];[45]).
Через некоторое время после пожара, в 1929-1936 годах, пострадавшее северное крыло отстроили заново по проекту сына Элиэля Сааринена — юного зодчего Ээро Сааринена (1910-1961) ([1];[6];[17]).
Исследователи называют усадьбу Виттреск «самой романтичной» из построек Сааринена и его коллег ([4];[24];[28]). Действительно, этот проект во многом является отсылкой к прошлому Финляндии и гимном ее природе. Он неразрывно связан с традицией за счет использования натуральных строительных материалов и элементов народного зодчества. Архитекторы отдают предпочтение природному камню и дереву, и в этом ощутимо влияние карельских традиций, а также идея «древнего» замка ([3];[18]).
При этом создатели усадьбы избегают прямого подражания. Характерно, например, что ни планировка, ни отдельные элементы архитектуры Виттреска не могут быть сведены к образцам карельского зодчества, опубликованным в известнейшей работе финских архитекторов Ю. Бломстедта (Yrjö Blomstedt) и В. Суксдорфа (Victor Sucksdorff) «Карельские постройки и формы декора» (1900) [28]. Да, дерево в то время было «модным» строительным материалом, но единого стиля загородной деревянной виллы не существовало, и ничто не мешало зодчим обращаться к самым разным мотивам и направлениям, тем более что круг интересов Сааринена, Гезеллиуса и Линдгрена был весьма широк.
Проектируя собственный дом-мастерскую, они не только опирались на строительные традиции карельских деревень, но и учитывали достижения ведущих архитекторов Европы того времени. Можно, например, отметить творчество англичан Филипа Спикмена Уэбба (Philip Speakman Webb), Ричарда Нормана Шоу (Richard Norman Shaw), Чарльза Френсиса Войси (Charles Francis Voysey) и других представителей Движения искусств и ремёсел (Arts & Crafts), которые уделяли большое внимание использованию местных строительных материалов и заботились о связи помещений дома с участком [3]. Известно, что Элиэль Сааринен и двое его друзей-архитекторов с интересом читали популярный английский журнал «Студио» (The Studio), в котором публиковались проекты усадебных построек упомянутых авторов ([4];[6];[28]).
К английской и американской архитектурной традиции восходит, например, покрытие стен виллы гонтом [17]. Одновременно этот элемент может считаться данью местной традиции: в средние века в Финляндии подобные деревянные пластины использовались для покрытия церковных крыш, а в XIX веке этот не требующий особых затрат метод был воспринят народной сельской архитектурой, особенно на западе Финляндии [28]. В высокой черепичной крыше усматривают сходство с сельскими постройками Северной Европы и США ([17];[24]). Другими характерными англосаксонскими чертами в облике виллы могут считаться формы дымоходов, арочные дверные проемы и обилие террас ([17];[18]).
Как видите, неординарное жилище вобрало в себя целый букет архитектурных влияний, с легкостью соединяя элементы разных эпох и регионов — от крестьянских карельских домов, средневековых замков, церквей и построек в стиле викингов до европейских шале и американских вилл.
Интересный сплав архитектурных стилей демонстрирует также Малая вилла с примыкающими к ней хозяйственными постройками, стоящая напротив главного усадебного дома, по другую сторону двора (см. план усадьбы).
Напомним, что изначально Малая вилла служила жилищем Германа Гезеллиуса.
Нижняя часть постройки представляет собой массивный цоколь из грубого гранита, а верхняя выполнена в виде бревенчатого сруба, воплощающего традиции и дух карельского народного зодчества. Фольклорные мотивы придают дому вид сказочной избушки. С угла имеется круглая башенка со «шлемом» — очередная отсылка к средневековым мотивам.
Фасад заднего корпуса полностью покрыт гонтом. Такую же живописную «чешуйчатую» отделку имеет выступающий объем открытой веранды с колоннами.
Сейчас в здании открыто кафе и ресторан Hvitträsk со столиками как внутри, так и на открытой террасе.
Предлагаем теперь спуститься по крутой деревянной лестнице от главного усадебного дома к озеру, на берегу которого расположился обязательный атрибут финского жилища — сауна.
Сауна усадьбы Виттреск, выполненная в виде традиционной бревенчатой постройки, была построена по проекту известного финского архитектора Рейма Пиетиля (Reima Pietilä) в 1973-1975 годах [5], то есть когда комплекс уже был превращен в музей.
В настоящее время любой желающий может арендовать сауну [20], вволю попариться и искупаться в прохладном озере.
У сауны — пристань, где приятно медитировать, наслаждаясь видом на озеро и сосны. Весна в этом году ранняя, и озеро уже почти очистилось ото льда.
Вода в озере чистейшая, кругом ни души — лишь солнце и тишина убаюкивают и настраивают на мечтательное настроение.
Со стороны озера особенно хорошо видно, почему виллу так часто сравнивают со средневековым замком. Отсюда она действительно воспринимается как неприступная твердыня.
«Средневекового» ощущения добавляют массивные двери.
Пройдя вдоль «озерного» фасада, видим лестницу, которая приведет нас к живописной террасе южного крыла. В этом же месте есть второй спуск к озеру — тропинка (более длинная, но зато не такая крутая, как лестница).
В этой части усадьбы та самая «слитность с ландшафтом», которая так удавалась финским архитекторам, достигает апогея: настолько стираются грани между рукотворным и природным, что уже трудно понять, появились ли эти сооружения по воле архитекторов или же были частью пейзажа испокон веков.
Массы каменистого основания дома и отвесные стены террасы вырастают как будто бы прямо из скалы.
Поднимаясь на террасу, не пропустите причудливый барельеф «Вечность» известного финского художника Аксели Галлена-Каллелы [21].
В нижней части террасы устроен подвал, а на самой террасе Сааринен и его друзья когда-то устраивали банкеты под открытым небом.
Могилы архитекторов Сааринена и Гезеллиуса
Элиэль Сааринен (1873-1950), Герман Гезеллиус (1874-1916) и Лоя Сааринен (Гезеллиус) (1879-1968) похоронены рядом с усадьбой Виттреск, на склоне лесистого холма над озером.
Чтобы попасть к захоронениям, нужно сначала пройти по глинистой местности немного под горку, а затем спуститься по неказистой лестнице.
Раньше спуск к могилам обрамляли шеренги вековых деревьев. К сожалению, в последние годы пейзаж пострадал от масштабной — и не всегда обоснованной — вырубки [10]. Единственный плюс в том, что озеро стало просматриваться лучше.
На гладко отполированном граните у могилы выбита надпись с девизом Сааринена: «Труд есть ключ к творческому росту человеческого духа». На вмонтированной в скалу плите высечены имена усопших.
Для справки: поворот к могилам находится по правую руку от дороги, ведущей ко входу в усадьбу, и отмечен указателем (впрочем, не слишком приметным). Чтобы лучше сориентироваться, стоит посмотреть расположение могил на плане усадьбы.
Практическая информация о посещении музея-усадьбы Виттреск: часы работы, стоимость билетов. Как добраться до музея-усадьбы Виттреск
Музей-усадьба Виттреск (Hvitträsk) находится в Киркконумми (Kirkkonummi), примерно в 30 км от Хельсинки. Посмотреть расположение комплекса на карте можно тут.
Часы работы музея. Музей-усадьба Виттреск открыта с 1 марта по 18 декабря со среды по воскресенье с 11:00 до 17:00. Во второй половине декабря, а также в январе и феврале музей закрыт. Музей также закрыт в некоторые праздничные дни. Советуем заранее уточнять режим работы на официальном сайте.
Часы работы кафе и ресторана Hvitträsk обычно совпадают с графиком работы музея. При желании можно уточнить их на сайте ресторана.
Цена билетов. Стоимость входного билета в музей-усадьбу Виттреск составляет 9 евро для взрослых и 6 евро для студентов и пенсионеров. Билет для детей от 7 до 17 лет стоит 3 евро; для детей младше 7 лет посещение бесплатно. Существует также семейный билет стоимостью 20 евро (для 2 взрослых и 1-4 детей).
Гулять по территории усадьбы Виттреск можно бесплатно. Платным является только посещение музейного здания — главного усадебного дома (квартиры и студии Сааринена) (см. план усадьбы).
Фотографировать внутри виллы Виттреск разрешено. Отдельная плата за это не взимается.
Отзывы других туристов о посещении музея-усадьбы Виттреск можно прочитать тут.
Как самостоятельно добраться до музея-усадьбы Виттреск?
Как уже было сказано, дача-студия Виттреск находится в Киркконумми. Официальный адрес комплекса: Hvitträskintie 166, Luoma (Kirkkonummi). Если у вас автомобиль, то приехать сюда не составит труда, тем более что на территории имеется бесплатная парковка (см. план усадьбы). Если же вы путешествуете без машины, то добраться до музея-усадьбы Виттреск тоже можно, хотя это и не так просто. Возможные варианты маршрутов с использованием общественного транспорта описываются ниже.
Имейте в виду, что поскольку в системе общественного транспорта Хельсинки HSL Киркконумми относится к 3 зоне (Three-zone extended regional ticket), заплатить за поездку придется 8 евро в одну сторону. Такой билет действителен в течение 100 минут, то есть вы можете свободно совершать пересадки. Срок действия отпечатан на самом билете. Приобрести билет можно в автомате или у водителя, цена в данном случае будет одинаковой. Единственное, срок действия билета, приобретенного в автомате, будет на 10 минут больше.
Общее время в пути на транспорте — около 1 часа. Плюс примерно полчаса пешком.
Для поиска расписания и подбора удобного маршрута рекомендуем пользоваться сервисом планирования маршрутов. В качестве пункта назначения следует указывать Luoma, Kirkkonummi. Это название ближайшей к музею автобусной остановки.
1. АВТОБУСНЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ. Ниже описан пример поездки для субботы (в воскресенье нужно будет делать пересадки на других остановках — сверьтесь с планировщиком маршрутов!).
В центре Хельсинки (удобнее всего на Камппи) необходимо сесть на автобус № 173 (направление — Upinniemi) и ехать примерно 30 минут до остановки Jorvaksenkuja (или другой — зависит от времени поездки; см. планировщик маршрутов). Там перейти дорогу (!) и пересесть на автобус № 911 (направление — Kauklahti). На этом автобусе нужно проехать примерно 10 минут до остановки Luoma. Теперь остаётся пройти пешком до музея-усадьбы Виттреск чуть меньше 2 км.
Маршрут достаточно очевиден, тем более что по пути встречаются указатели. Посмотреть пешеходную часть маршрута на карте можно тут.
ВНИМАНИЕ: для подготовки к поездке пользуйтесь вкладкой «Transfer maps» (Карты пересадок). Вы увидите подобные карты пересадок. В данном случае, например, хорошо видно, что для пересадки на второй автобус нужно будет перейти дорогу. Это важно, поскольку в данном случае мы, по сути, частично возвращаемся. Но в выходной день маршрут иначе не построить.
Обратно уехать удобнее всего так: сначала вернуться пешком на остановку Luoma, затем сесть на автобус № 911 и ехать до остановки Ingvalsby, после чего пересесть на автобус № 173 и ехать до центра Хельсинки (напомним, что это маршрут для субботнего дня; маршруты для других дней уточняйте с помощью планировщика маршрутов).
Заметим, что вышеописанный вариант дороги (туда и обратно) опробован нами лично. Всё получается ровно так, как описано. Транспорт ходит четко по расписанию. Чтобы не проехать свою остановку, следите по навигатору (если он у вас есть) или обратитесь за помощью к водителю. К сожалению, остановки не слишком заметны (столбик с небольшим синим флажком), а без требования водитель на них не останавливается. Планируйте маршрут заранее, внимательно смотрите расписание, чтобы не потерять драгоценное время! В выходные дни транспорт ходит редко!
ПРИМЕЧАНИЕ. Вместо автобуса № 173 подойдет автобус № 165N, хотя он ходит не слишком часто. От Камппи (направление — Espoonkartano) на нем нужно будет доехать до остановки Puikkari (или Hansakallio; это зависит от того, в какое время вы едете, — сверьтесь с планировщиком маршрутов!), а затем пересесть на автобус № 911 (направление — Kirkkonummi, то есть в данном случае дорогу переходить не надо, мы продолжаем движение в том же направлении) и ехать до остановки Luoma.
2. АВТОБУСНЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ БУДНИХ ДНЕЙ. В будние дни рекомендуем воспользоваться автобусом № 171 ВМЕСТО автобуса № 173 (171-й он ходит чаще, да и маршрут получается более логичным).
Сначала нужно будет доехать от Камппи на автобусе № 171 (направление — Kirkkonummi) до остановки Masalan kirjasto, затем пересесть на автобус № 911 (остановка называется Masala) (направление — Kauklahti) и ехать до остановки Luoma. Теперь остаётся пройти пешком до музея-усадьбы Виттреск чуть меньше 2 км.
3. ВАРИАНТ С ЭЛЕКТРИЧКОЙ И АВТОБУСОМ (возможен в любой день, кроме воскресенья). От главного вокзала Хельсинки можно доехать на электричке до станции Kauklahden asema, а там пересесть на автобус № 911 (остановка называется Hansakallio) (направление Kirkkonummi) и ехать до остановки Luoma.
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
2. Статья в Википедии о вилле Виттреск
3. Курбатов, Ю. И. Хельсинки: образы города. - Санкт-Петербург: Коло, 2013
4. Кириллов, В. В. Архитектура «северного модерна». - Москва: Эдиториал УРСС, 2001
5. Malcolm Quantrill. Finnish Architecture and the Modernist Tradition
6. Gennaro Postiglione. One Hundred Houses for One Hundred European Architects of the Twentieth Century
8. Уютное вдохновение: вилла Э. Сааринена Виттреск
9. Фото студии в Виттреске в 1910-е гг.
10. О вырубке деревьев вокруг Виттреска
11. Музей-усадьба Виттреск (Финляндия, Эспоо), отзывы
12. Анастасия Углик, Ральф Айбл. Родовая усадьба Ээро Сааринена
13. Erik Tawaststjerna. Sibelius
14. Henry-Louis de La Grange. Gustav Mahler: Volume 3. Vienna: Triumph and Disillusion (1904-1907)
15. Отзыв об усадьбе Виттреск на блоге о путешествиях
16. Фотографии интерьера виллы Виттреск, архивные фотографии семьи Сааринен
17. Подробная история и описание усадьбы Виттреск на блоге Варвары Кольцовой 4m-history.blogspot.ru
18. Екатерина Дубровская. Виттреск: дом, как произведение искусства// Исторический журнал. - 2012. - № 6
21. Старинные и современные фотографии усадьбы Виттреск и ее обитателей
22. Усадьба-студия Виттреск: изразцовые печи
23. Julieanna Preston. Occupations of Interior Surface
24. Быстрова, Т. Ю. От национального романтизма к технической рациональности: Элиэль Готтлиб Сааринен (1873-1950) // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2012. - № 2. - С. 50-57
25. Биография Элиэля Сааринена
26. Арка в Сент-Луисе, проект Ээро Сааринена
27. Усадьба Виттреск: работа и любовь
29. Лоя Сааринен в усадьбе Виттреск
30. Joanna Banham. Encyclopedia of Interior Design
32. Jeremy Howard. Art Nouveau: International and National Styles in Europe
33. Краткое описание усадьбы Виттреск
34. Художник и дизайнер Эрик Эрстрём
35. Изображение виллы Виттреск работы Эрика Эрстрёма
37. Национальный романтизм в архитектуре Финляндии
38. Виттреск (Hvitträsk), фотоотчет в журнале v-murza
39. Проекты М. Х. Бейлли Скотта
41. Об однодневной экскурсии «Киркконумми - Виттрэск»
42. Каталог предметов обстановки виллы Виттреск с фотографиями и краткой информацией
43. Дом Сааринена: вилла Виттреск
44. Проект Элиэля Сааринена для офиса Tribune Tower
45. Кириков, Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. - СПб. : Коло, 2006
16 сентября 2016 в 14:22
Наверно архитекторам в таком доме и в таком окружении природы было творить особенно комфортно и вдохновенно.