Интересные римские церкви. Сан-Бенедетто-ин-Пишинула в районе Трастевере (San Benedetto in Piscinula)

Рубрики: Италия (Рим), январь 2016,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 18 февраля 2016, в 14:37

Храм Святого Бенедикта (Сан-Бенедетто) на колоритной площади Ин-Пишинула (Piazza in Piscinula) в районе Трастевере — миниатюрная церковь со старинной колокольней и самым древним в Риме колоколом (1069 год). Церковь настолько невелика и невзрачна, что ее легко можно не заметить среди более высоких построек. Более того, в некоторых путеводителях встречается утверждение, будто церковь «вечно закрыта» (так до недавнего времени и было, но теперь график работы нормализовался). Многие туристы обходят ее стороной — разве что на колокол взглянут и дальше побредут. Да и скучный неоклассический фасад сбивает с толку, не вызывая желания зайти внутрь.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

На самом деле одним колоколом достоинства этой церкви — скромной, как сам святой Бенедикт, — не ограничиваются. Это как раз тот случай, когда объекты, кажущиеся вроде бы не обязательными для посещения, запоминаются больше всего. Церковь совсем маленькая, тихая, древняя, невероятно уютная и какая-то очень светлая, теплая и домашняя по атмосфере. Огромнейшая ее ценность — уникальный средневековый пол в стиле косматеско, который никогда не реставрировался. Римляне любовно называют этот храм уменьшительно-ласкательным прозвищем San Benedettino. Будете в районе площади Ин-Пишинула в часы работы церкви Сан-Бенедетто — обязательно зайдите.

В этом репортаже мы расскажем об истории, архитектуре и внутреннем убранстве римской церкви. Сан-Бенедетто-ин-Пишинула в районе Трастевере. Кроме того, речь пойдет о площади Ин-Пишинула и ее достопримечательностях.

В конце заметке вы по традиции найдёте информацию о часах работы храма и других практических деталях.

История церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула

Древний храм

Когда именно возникла эта древняя церковь — тайна, скрытая в веках. По традиции считается, что она стоит на том месте, где останавливался юный Бенедикт Нурсийский, приехавший в Рим на учебу примерно в 500 году — прежде чем сбежать от столичной суеты и стать отшельником в гроте близ Субиако. Можно также встретить версию, что святой Бенедикт происходил из аристократического рода Анициев (gens Anicia), которому принадлежал дом в этом районе Рима (отсюда — название близлежащей улицы via Anicia и мнение, что церковь построена на руинах дома domus Aniciorum) ([2];[3];[5]). В действительности это всего лишь легенда, придуманная в Средневековье бенедиктинскими хронистами с целью поднять престиж своего ордена [1]. Так или иначе, датой основания церкви считается год смерти святого (543). В храме сохранилась крошечная комната, в которой, как считается, спал, читал и молился святой Бенедикт.

Первое документальное упоминание о церкви относится к XII веку, хотя некоторые части постройки ученые относят к VIII веку. В целом среди исследователей утвердилось мнение, что основная часть здания построена примерно в 1100 году или чуть раньше. Знаменитый колокол Сан-Бенедетто датируется 1069 годом (неизвестно, находился ли он раньше в другом месте или сразу принадлежал этой церкви).

Колокольня и пол в стиле косматеско появились в XII веке. В конце XIII века добавили нартекс (притвор), а рядом с предполагаемой кельей святого Бенедикта — капеллу Богоматери.

Предполагаемый вид церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула в средние века [10]

В 1386 году храм стал приходским. В XVI веке были созданы фрески апсиды, а в XVII веке построен новый позднебарочный фасад. Тогда же устроили небольшую гостиницу для бенедиктинских монахов, посещающих Рим, и больницу, которая просуществовала до XVIII века.

Упадок и возрождение среди трущоб

Приход, располагавшийся в районе трущоб и, к тому же, по соседству со множеством других храмов (до нас большинство не дошло), всегда был небогатым и скромным по размеру, а в 1824 году его и вовсе упразднили. Церковь оказалась заброшена.

К счастью, к храму стали проявлять интерес местные аристократы из рода Массимо (Massimo). Они открыли тут школу (1819) и предприняли шаги для возрождения церкви, хотя это оказалось не такой уж легкой и одномоментной задачей. Первая попытка реставрации была предпринята в 1835 году. Затем в 1844 году под руководством архитектора Пьетро Кампорезе — младшего (Pietro Camporese il Giovane) был реализован более серьезный проект, в ходе которого появился совершенно новый фасад. К реставрации интерьера подошли очень бережно. Церковь вновь открылась в 1855 году.

То было время возрождения бенедиктинского ордена, почти угасшего в наполеоновский период. Многие бенедиктинцы — в том числе Пьетро Казаретто (Pietro Casaretto) (1810-1878), основатель международной конгрегации Субиако, — стали заботиться о будущем церкви. Во время реставрации Казаретто каким-то образом удалось заполучить фрагмент средневековой фрески с изображением Богоматери, которую он перенес в церковь своего монастыря, Сант-Амброджо-делла-Массима (Sant'Ambrogio della Massima). Он утверждал, что перед этой иконой молился сам святой Бенедикт (хотя в действительности образ создан в гораздо более поздний период, так что это был своего рода «праведный обман» [1]). Копии этой иконы теперь можно встретить в разных монастырях конгрегации, а сама она по сей день хранится в вышеупомянутой церкви Сант-Амброджо.

В 1910 году, когда энтузиазм рода Массимо сошел на нет, церковь вместе с примыкающей школой опять закрыли (источник фото того времени: [11]).

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула на старом фото

Новый виток возрождения произошел в 1929 году, когда сохранением храма озаботилось семейство Ланчелотти (Lancellotti). Оно оплачивало реставрацию до 1939 года, а затем убедило епархию принять церковь в свое лоно. В 1941 году комплекс стала арендовать кармелитская община, желавшая помогать обитателям трущоб. Однако с 1960-х годов в районе Трастевере начались процессы изменения состава населения и улучшения качества жилья, так что поставленная сёстрами задача утратила актуальность. При этом сама церковь, увы, успела прийти в упадок и стать жертвой воров и вандалов. Последние престарелые кармелитки выехали отсюда в 2002 году.

Затем храм передали международной католической ассоциации «Глашатаи Евангелия» (Araldi del Vangelo/Heralds of the Gospel), которая была создана в конце XX века в Бразилии. Ассоциация осуществила качественную, давно назревшую реставрацию. В 2001-2002 годах была проведена реставрация фасада и фресок апсиды, а в 2004-2008 годах — реставрация интерьера, в ходе которой церковь была очищена от наслоений XVIII века, что позволило обнаружить ряд фресок ([2];[10]).

Глашатаи Евангелия в церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула

Теперь церковь наконец в порядке.

Наглядно основные этапы строительства можно оценить на плане церкви.

Архитектура церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула. Старейший колокол Рима

Архитектура церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула предельно скромна. Маленький древний храм с трех сторон окружен соседними зданиями, так что виден один лишь фасад и колокольня.

Нынешний неоклассический фасад, как уже было сказано, является работой архитектора Пьетро Кампорезе — младшего и появился в ходе реставрации 1844 года, заменив фасад XVII века, который, в свою очередь, занял место романского фасада. (Хотя до 1844 года сохранялись основные элементы древнего портика нартекса, включая две колонны [10]).

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Фасад соответствует по ширине главному нефу и украшен ложным рустом. На первом этаже расположен вход в церковь. Дверь справа от входа в церковь ведет в монастырь, а в пристройке слева располагается капелла Богоматери, о которой речь пойдет чуть ниже. Второй этаж фасада отмечен полукругом окна и завершается треугольным тимпаном с акротерием в форме в пальметты и двух розеток.

Квадратная кирпичная колокольня в романском стиле, расположенная в северо-восточном углу главного нефа, была построена в XII веке. Иногда ее называют самой маленькой колокольней Рима, но формально это звание принадлежит находящейся в руинах церкви Сан-Бьяджо (San Biagio in Mercatello), что у подножия лестницы Арачели. Так что можно сказать, что колокольня Сан-Бенедетто-ин-Пишинула — это самая маленькая из действующих колоколен Рима.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Колокольня имеет два яруса. Верхний, наиболее заметно выступающий над крышей, подчеркнут сверху и снизу карнизами с «сухариками» (дентикулами) и имеет с каждой стороны два арочных проема для колоколов. Некоторые интересные декоративные детали проще рассматривать в бинокль или с помощью фототехники с большим увеличением: тогда вы сможете увидеть крест из зелёного мрамора над проемами, красную букву T с правой стороны и нечто, напоминающее бело-зелёную букву I, с левой. Играют ли эти цветные мраморные фрагменты разных размеров и форм какую-то иную роль, кроме декоративной, неизвестно [1]. Скорее всего, нет. Отмечается лишь, что наличие вставки в виде креста — характерная особенность римских колоколен [10].

Колокольня содержит два колокола. Меньший из них, диаметром 45 см, и есть тот самый знаменитый колокол Сан-Бенедеттонаиболее древний колокол Рима. На нем выгравирован 1069 год. Колокол чудом пережил множество осад и кампаний по переплавке. Считается, что это единственный колокол, уцелевший после разграбления Рима норманнами в 1084 году.

Послушать, как звучат колокола церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, а также полюбоваться зданием и послушать историю его создания (на итальянском), можно тут.

Интерьер церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула. Описание и фотографии внутреннего убранства

План церкви в целом соответствует типичной базилике с тремя нефами. Однако этот план имеет удивительно неправильную форму: боковые стены и аркады поставлены под углом к главной оси.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

На вышеприведенной схеме хорошо видны основные этапы строительства церкви и ее общая планировка.

Вестибюль

Сначала мы попадаем в вестибюль, устроенный на месте бывшего нартекса (притвора). Это помещение напоминает в плане трапецию: левая стена короче правой. Слева находится вход в капеллу Богоматери и примыкающую к ней «келью святого Бенедикта» (см. план церкви).

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Этот вход в последнее время закрыт решеткой. Чтобы попасть в капеллу, стоит воспользоваться входом непосредственно из церкви (из левого бокового нефа) (подробнее читайте ниже).

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, ИталияЦерковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Обратите внимание на средневековую дверь.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Ее перемычка и коробка которой украшены мозаикой в стиле косматеско

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, ИталияЦерковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Слева от вышеописанной средневековой двери находится каменная плита с итальянским текстом (1854), согласно которому всем, кто молится перед иконой в этой капелле, даруется отпущение грехов.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

По другую сторону от двери сохранилась фреска XIV века с изображением Мадонны с Младенцем и святыми Петром и Павлом.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

На соседней стене, слева от входа в саму церковь, виднеются остатки еще одной фрески.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Разобрать, что на ней изображено, сейчас уже затруднительно. Предполагают, что это Богоматерь со святым Плакидой и пророком Илией [1].

Центральный неф. Пол в стиле косматеско

Церковь сохранила оригинальную планировку: три нефа неправильной формы и полукруглая апсида (см. план).

Нефы разделены 8 колоннами из разных сортов гранита и мрамора, которые являются сполиями (spoglie) ([1];[10]), то есть строительными элементами, «добытыми» при разрушении античных сооружений. Использование таких «трофейных» материалов (materiale di spoglio) было характерной особенностью средневековой римской архитектуры: строительство христианских храмов и других зданий сопровождалось сломом предшествующих языческих построек, что позволяло получать готовые колонны, плиты и т.п. и таким образом экономить время, деньги и рабочие руки.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Капители колонн церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула весьма разнообразны. Все они датируются I-V веками. Строителям приходилось подгонять колонны и капители так, чтобы в итоге конструкции имели одинаковую высоту. Из-за этого у некоторых капителей обрублена нижняя часть.

Нынешние окна в боковых стенах центрального нефа появились в XIX веке, заменив романские монофоры [10]. Потолка нет (вероятно, обвалился в XIX веке): мы видим оголенные стропила [1]. Кладка стен в большинстве мест оголена, за исключением участков с остатками фресок.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Особой гордостью церкви является пол в стиле косматеско (cosmatesco), датируемый XII веком.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, ИталияЦерковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

В Риме множество храмов, которые могут похвастаться куда более крупными и впечатляющими образцами таких полов с цветными инкрустациями, но этот пол в стиле косматеско уникален тем, что дошел до наших дней без реставрации.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Возможно, он выглядит неблестяще (мраморные плиты со временем износились и потрескались, некоторые фрагменты отсутствуют и заменены цементом), зато это подлинная напольная мозаика, тогда как в большинстве других римских церквей подобные полы отреставрированы с существенной заменой оригинальных деталей.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, ИталияЦерковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Обратите внимание на разнообразие цветовых оттенков и сложность узоров. Для создания инкрустаций использован желтый тунисский мрамор, египетский пурпурный порфир, греческий серпентин, а также египетский серый гранит, который древние римляне очень ценили.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Напомним, что название стиля «косматеско» происходит от фамилии римских мастеров Космати (Cosmati). Четыре поколения этой талантливой семьи создавали декоративную геометрическую мозаику, в основном для напольных покрытий. Космати работали в Риме с XII и до конца XIII века.

Боковые нефы. Фрески

В углу левого бокового нефа обратите внимание на фрагмент фрески XIV века, изображающей Иоанна Крестителя, указывающего Иоанну Богослову на Агнца Божьего — Христа, берущего на себя грехи мира.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

В этом нефе также находится алтарь святой Риты Кашийской — покровительницы несчастных жен и помощницы в безнадежных ситуациях. Статуя была пожертвована церкви в 1939 году. Второй алтарь с этой стороны посвящен святому Ансельму.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Из ближнего ко входу конца левого бокового нефа можно пройти в капеллу Богоматери и «келью святого Бенедикта» (подробнее читайте ниже) (см. план церкви).

Здесь также находятся фрагменты фрески «Крещение Христа» (источник фото: [7]).

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

В правом боковом нефе расположен алтарь свв. Лаврентия и Бенедикта с почитаемой статуей Богоматери Фатимской, которую благословил Иоанн Павел II (иногда ее переносят и ставят у главного алтаря). Справа от алтаря святого Лаврентия сохранилась фреска XIII века, на которой изображен святой Бенедикт — еще довольно молодым человеком. Раньше фреска находилась в вестибюле, но после реставрации ее перенесли сюда.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Данная фреска является самым древним из трех имеющихся в церкви изображений святого Бенедикта.

Алтарная часть. Фрески

Церковь имеет неглубокий пресвитерий с парой старинных фресок. Левая изображает святую Елену (ок. 1500 года), а справа уцелела интересная фреска «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (Sant'Anna Metterza): святая Анна держит на коленях Деву Марию, которая, в свою очередь, держит Христа (источник фото: [9]).

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

По бокам от апсидной ниши находятся два бюста священников XVII-XVIII века.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

В конхе апсиды — фреска XVI века «Богоматерь, Царица Небесная» с аллегорическими изображениями Троицы. По бокам от центральных фигур представлены два музицирующих ангела — с лютней и треугольником.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Саму апсиду украшают фрески того же периода с изображениями святого Николая (слева) и святого Власия (справа). Наконец, в центре апсиды помещена средневековая икона (XIII века?), на которой мы видим святого Бенедикта в черном одеянии. Икона была украдена в XX веке и временно заменена современной копией, однако недавно оригинал удалось найти.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Книга в руках святого содержит надпись: Ausculta, o fili, precepta magistri, inclina aurem cordis tui («Слушай, сыне, наставления учителя, приклони ухо сердца своего»). Это первая строка монашеского устава святого Бенедикта.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

В неглубокой нише над иконой святого Бенедикта находится икона Богоматери XIV века.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

На стене, противоположной алтарю, сохранился ряд других фресок, но они скрыты на галерее (хорах) XVI века.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Капелла Богоматери и келья святого Бенедикта

Перед уходом из церкви стоит посетить одно из самых почитаемых ее помещений — капеллу Богоматери. Туда ведет дверь в начале левого бокового нефа (непосредственно слева от входа в церковь, если стоять ко входу спиной) (см. план церкви).

Небольшая капелла имеет свод, который поддерживают четыре колонны. Колонны предположительно VIII века, что может указывать на древнее происхождение церкви, хотя сама капелла появилась в XIII веке. Пол в стиле косматеско также относится к XIII веку (источник фото: [15]).

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Над алтарем находится почитаемая икона Богоматери — фрагмент фрески XIII-XIV века «Мадонна Милосердия» (Madonna della Misericordia) ([1];[5]). Обратите внимание на крестик в руках у Младенца (источник фото: [9]).

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

В тексте вышеупомянутой каменной таблички (у входа в капеллу из вестибюля) утверждается, что, согласно преданию, именно перед этой иконой молился сам святой Бенедикт, что, конечно, мягко говоря, неточно — примерно на 900 лет.

Примыкающее к капелле Богоматери узкое помещение шириной около метра именуется кельей святого Бенедикта и содержит небольшую скульптуру с его изображением (источник фото: [8]).

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, Рим, Италия

Из капеллы туда ведет узкая дверь справа от алтаря (соседняя с более широкой дверью, через которую мы входим в капеллу из левого бокового нефа).

Площадь Ин-Пишинула и дома Маттеи

Церковь стоит в глубине тихой площади Ин-Пиши́нула (Piazza in Piscinula), в двух шагах от набережной Тибра и древнего моста Честио (Ponte Cestio), ведущего с острова Тиберина.

Этот укромный уголок Трастевере и примыкающие к нему улочки дышат атмосферой старины.

Дома около площади Ин-Пишинула, Рим, Италия

Название «Пишинула», возникшее в XII веке [2], происходит от латинского слова piscina, то есть «бассейн», «пруд». Таким образом, Piscinula можно перевести как «небольшой бассейн» [1]. Откуда такое странное название? Существует две альтернативные версии: по одной, это отсылка к бассейну общественных бань, по другой — напоминание о большом резервуаре, в котором содержалась рыба перед продажей на местном рыбном рынке ([1];[9];[11]). Первая версия более правдоподобна, так как в XVIII веке в этом районе, близ церкви, действительно находились руины терм ([1];[2];[5]). Некоторые современные римляне забавляются над туристами, убеждая их, что название якобы связано с актом мочеиспускания (грубоватым глаголом pisciare).

Площадь Ин-Пишинула, Рим, Италия

Наиболее заметное здание на площади — не вышеописанная миниатюрная церковь, а внушительный средневековый дом семейства Маттеи (Casa dei Mattei). В этом доме — или, скорее, целом комплексе домов (отсюда название во множественном числе — Case Mattei) — до XVI века проживало богатое и влиятельное знатное семейство Маттеи [14].

Площадь Ин-Пишинула, Рим, Италия

Иногда здание еще называют Palazzetto Mattei, то есть «небольшим дворцом». Бывает, что его величают и попросту «дворцом», Palazzo Mattei.

Площадь Ин-Пишинула, Рим, ИталияПлощадь Ин-Пишинула, Рим, Италия

Комплекс был построен в XV веке с включением зданий XIV века, принадлежавших тому же семейству [5].

Площадь Ин-Пишинула, Рим, Италия

Обратите внимание на старинные окна и другие следы прошлого на обширных фасадах.

Площадь Ин-Пишинула, Рим, ИталияПлощадь Ин-Пишинула, Рим, Италия

Другая ветвь рода Маттеи обосновалась на другом береге Тибра, где построила великолепный дворец Palazzo Mattei di Giove, около которого по заказу этих же аристократов был сооружен один из самых известных римских фонтанов — Фонтан черепах (Fontana delle Tartarughe) (1580-1588). Площадь, на которой стоит фонтан, неслучайно названа Piazza Mattei.

Практическая информация о посещении церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула: адрес, часы работы и т.п.

Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула (San Benedetto in Piscinula) находится в районе Трастевере, к югу от проспекта Viale di Trastevere.

Она расположена в непосредственной близости от острова Тиберина, близ южной оконечности моста Честио (Ponte Cestio).

Адрес — площадь Piazza In Piscinula, 40. Посмотреть расположение церкви на карте Рима можно тут.

Церковь открыта для посещения по следующему расписанию: ежедневно с 8:30 до 12:00 и с 16:30 до 19:30.

Вход бесплатный. Фотографировать в помещении церкви можно (разумеется, не во время богослужений).

Богослужения в церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула проводятся ежедневно: в будние дни и субботу в 9:00 и 18:30, в воскресенье и праздники — в 11:00 и 18:30.

Уточнить часы работы и расписание богослужений можно на официальном сайте церкви.

 ♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула: подробное описание на сайте romanchurches

2. Церковь Сан-Бенедетто-ин-Пишинула, статья в Википедии

3. Краткое описание церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула на сайте romeartlover

4. Блог церкви

5. Описание и история площади Ин-Пишинула на сайте romasegreta

6. Семейство Маттеи, статья в Википедии

7. Фотоотчет о реставрации фресок римской церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула

8. Фотографии кельи святого Бенедикта

9. Фотоотчет о посещении церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула на археологическом блоге unarcheologasumarte

10. Информационные стенды внутри церкви (история и архитектура)

11. Описание церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула и площади Ин-Пишинула на сайте prolocoroma

12. Официальный сайт церкви

13. Фотографии фресок и других деталей интерьера  церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула

14. Прогулка по площади Ин-Пишинула (район Трастевере)

15. Фото интерьера капеллы Богоматери в римской церкви Сан-Бенедетто-ин-Пишинула

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)