Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки

Рубрики: в Финляндии,Культурные события, Теги: ,
Foxy @ 9 апреля 2013, в 11:40

Время: с 8 марта по 21 июля 2013 года (часы работы: в понедельник, четверг и пятницу с 10:00 до 18:00, в среду с 10:00 до 20:00, в субботу и воскресенье с 11:00 до 17:00; во вторник музей закрыт; фотографировать в музее запрещено; стоимость билетов для взрослых — 10 евро, для детей младше 17 лет — бесплатно)

Место: Хельсинки, Финляндия; Художественный музей Амоса Андерсона (Amos Andersonin taidemuseo); адрес: Yrjönkatu 27

Событие: Выставка «Ар-деко и искусства. Франция-Финляндия 1905–1935» (L’Art Déco et les Arts)

Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

На выставке в Художественном музее Амоса Андерсона в Хельсинки представлена уникальная палитра шедевров французского и финского искусства и дизайна. Выставка размещается на четырех этажах музея и открывает широкую панораму направления ар-деко, зародившегося около столетия назад.

Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Ар-деко возникло во Франции в начале XX века, в ходе переосмысления образцов классической культуры, и достигло пика популярности в 1920-х и 30-х годах. Финское искусство следовало по стопам парижского, в связи с чем классические мотивы стали появляться в работах финских авторов примерно тогда же, когда эта тенденция появилась во Франции.

Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, ФинляндияВыставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Вдохновленные эстетикой ар-деко работы мастеров финского золотого века (Юхо Риссанена, Ээро Ярнефельта, Венни Солдан-Брофельдт) демонстрируются на выставке рядом с картинами французского художника Мориса Дени.

Также на экспозиции можно увидеть работы многих других — менее известных, но заслуживающих внимания зрителя — живописцев, художников по керамике, скульпторов и дизайнеров. Среди них — Юрьё Оллила (Yrjö Ollila) (1887-1932), Николай Каарио (Nikolai Kaario) (1887-1958) и другие.

Юрьё Оллила, «Мать и дитя на скале», 1910

В зале «Морис Дени и финское искусство» на первом этаже повествуется о рождении ар-деко как реакции на фовизм, этот «оскорбительный модернизм». Представители ар-деко, в отличие от фовистов, ратовали за традиционные ценности и ремесло, черпали вдохновение в средиземноморской античности, возрождали классическую мифологию.

Вайно Бломстедт, «Пляжная идиллия» (1927)

Осенний салон 1908 года в Париже стал поворотным моментом в истории финского искусства. Представленные на этом салоне картины финских художников получили разгромные отзывы во французской прессе, что в итоге стимулировано обращение финнов к новым течениям французской живописи. Хотя фовизм в то время бурно обсуждался, финским художникам больше пришлось по вкусу творчество Мориса Дени, чей монументально-декоративный цикл «История Психеи» был выставлен на том же Осеннем салоне.

Морис Дени, «Игра в мяч»Морис Дени, «Игра в мяч»

Юхо Риссанен переехал в западный пригород Парижа Сен-Жермен-ан-Ле для изучения монументальной живописи (1911-1914 и 1920-1925) под руководством Мориса Дени. Здесь Риссанен работал над циклом картин для оформления особняка Хакмана в Выборге.

Юхо Риссанен, Эскизы картин для оформления особняка «Хакман» в Выборге, 1913

Следующий зал с подзаголовком «Пюви де Шаванн, от символизма к ар-деко» рассказывает зрителям о Пюви де Шаванне (Pierre Cécile Puvis de Chavannes) (1824-1898) — одном из ведущих живописцев конца XIX века. Его последователи увлекались изображением античности, но стремились делать это в неакадемическом ключе. Задрапированные, вневременные фигуры с полотен Пюви де Шаванна стали неистощимым источником вдохновения для Поля Гогена и Мориса Дени.

Пюви де Шаванн, «Обнаженная модель

В первые десятилетия XX века финский художник Ээро Ярнефельт выполнил ряд картин с изображением обнаженной натуры. Своим творчеством, преподавательской и административной деятельностью он сыграл ключевую роль в распространении классицизма в финском искусстве. Художница Венни Солдан-Брофельдт заинтересовалась классицизмом под влиянием своей подруги балерины Мэгги Грипенберг. В творчестве Солдан-Брофельдт мифологические темы соединились с видами финской природы, а Мэгги предстала Афродитой в картине «Суд Париса».

Вайно Бломстедт, «Диана и нимфа»

Скульптура и живопись, архитектура и дизайн, музыка, театр и танец — все эти направления искусства взаимодействовали друг с другом в эпоху ар-деко. Скульптура играла особенно важную роль, поскольку представители ар-деко стремились к античной монументальности.

Йоханнес Хаапасало, «Стоящая девушка», 1917

Так, финский скульптор Карл Вильхельмс (Carl Wilhelms) вернулся из Парижа с портретом своего учителя, французского мастера Антуана Бурделя, чью «Пенелопу» приобрела Финская национальная галерея. Разносторонний талант Вяйнё Аалтонена отвечал потребностям молодого финского государства, которое находилось в поиске мощных образов для выражения недавно обретенной свободы и независимости.

Антуан Бурдель, «Пенелопа»

К тому же, стремительное градостроительное развитие того периода предоставляло скульпторам широкие возможности для участия в расширении города, украсив его монументами и архитектурным декором. А восхищение мускулистыми героями античности дополнительно подогревалось пробудившимся в обществе интересом к спорту.

Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Особое внимание на выставке в Художественном музее Амоса Андерсона уделяется диалогу между театром и танцем с одной стороны и изящными искусствами с другой (этому посвящены залы на третьем этаже). Искавшая вдохновения в Древней Греции американская танцовщица Айседора Дункан отошла от классического балета, став одной из основательниц «свободного танца». В Париже Дункан приветствовали как воплощение греческой богини. Ее часто изображали такие художники и скульпторы, как Антуан Бурдель, Морис Дени и Жюль Гранжуан.

Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, ФинляндияВыставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Аналогичным вниманием и одобрением пользовалась балерина Мэгги Грипенберг, которая познакомила финскую аудиторию с техникой свободного танца Айседоры Дункан и пробудила свежую волну интереса к античности и классическим мотивам на финской художественной сцене.

Сари Янкелов исполняет танец бабочки на хореографию Мэгги Грипенберг (1920-21)

Далее мы попадаем в залы, посвященные театральной тематике в искусстве ар-деко, и узнаём, что декорации, разработанные Морисом Дени для Театра Елисейских Полей, стали настоящей эмблемой этого движения. Творчество Дени оказало большое влияние на финского художника Юрьё Оллилу. В 1920-х годах друг Дени актер и режиссер Орельен Люнье-По попросил Оллилу создать декорации для парижского театра де л'Евр. Оллила поддерживал тесные связи с миром театра даже после переезда в Хельсинки, где он работал дизайнером декораций и выиграл конкурс на создание фресок для Финского национального театра. Эти декоративные росписи были закончены уже после смерти Оллилы.

Переоценка классического наследия происходила в театрах по всей Европе, где режиссеры обратились к постановкам античных пьес на злободневные темы. Греческие трагедии стали ближе и понятнее финской аудитории благодаря новым переводам на шведский язык Эмиля Зиллиакуса. Во Франции Жан Кокто поставил «Антигону» — собственную интерпретацию античной пьесы с костюмами Коко Шанель, декорациями Пабло Пикассо и музыкой Артюра Онеггера. Вяйнё Райтио тогда же сочинил свою трилогию «Антигона» (op. 23), важное произведение оркестрового модернизма.

Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, ФинляндияВыставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Стилистика ар-деко также существенно изменила подход к дизайну интерьера. Этой теме посвящены выставочные залы на четвертом этаже. Нам показалось, что именно эта часть экспозиции представляет наибольший художественный интерес. Здесь представлены лучшие произведения финского ар-деко наряду с утонченными образцами французского дизайна той эпохи — великолепной мебелью и декоративными предметами, временно предоставленными Художественному музею Амоса Андерсона Музеем декоративного искусства в Париже.

Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Первый раздел экспозиции на этом этаже носит название «Грация и изящество» и позволяет познакомиться с замечательными работами французского дизайнера Клемана Мера (Clément re).

Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, ФинляндияВыставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Создавая изысканную мебель для парижского будуара баронессы Нелли де Ротшильд, мастер использовал шагрень (акулью кожу), слоновую кость и ценные породы дерева. Часть утонченных предметов из этого гарнитура можно увидеть на данной выставке.

Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Соседний раздел посвящен керамике и стеклу. Историческая коллекция керамики, принадлежащая Севрской фарфоровой мануфактуре, была богатым источником вдохновения для многих художников. Например, французский керамист Жан Майодон (Jean Mayodon) прославился вазами, украшенными классическими фризами с фигурами людей и животных. А в парижской мастерской Лашеналей финская художница по керамике Ядерхольм-Снельман (Greta-Lisa derholm-Snellman) выполнила ряд весьма оригинальных керамических изделий с бирюзовой глазурью.

Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Раздел, посвященный декоративной скульптуре, знакомит нас с «камерными» статуэтками, которые пользовались популярностью для украшения интерьеров в эпоху ар-деко. Они часто выполнялись в виде элегантных девушек в позах античных богинь, аллегорических фигур или хорошеньких современных леди. Множество подобных статуэток в стиле ар-деко выпускала Севрская мануфактура. А в Финляндии мастером статуэток была скульптор Эва Гюльден (Eva Gyldén), создававшая поэтичные камеи и высококачественные миниатюрные фаянсовые фигурки с элегантными женскими образами — одни из лучших в финском ар-деко.

Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Еще один зал дает возможность познакомиться с творчеством ведущего финского дизайнера интерьеров той эпохи — Артту Бруммера (Arttu Brummer). В 1929 году он спроектировал  оригинальный комплект мебели в стиле ар-деко из нескольких позолоченных стульев и стола для банка Atlas, новая штаб-квартира которого располагалась в Хельсинки на углу Mikonkatu и Hallituskatu (ныне Yliopistonkatu).

Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

После того как банк закрылся, эта мебель с экзотическими резными фигурками, витыми колоннами и причудливыми капителями перешла в частную коллекцию Амоса Андерсона (он был членом совета директоров банка, поглотившего Atlas).

Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

На этом же этаже можно увидеть воссозданную парижскую спальню в стиле ар-деко с комплектом мебели знаменитого французского дизайнера Жюля Лелё (Jules Leleu), созданным в 1923-25 гг. для эквадорского посла во Франции Гонсало Салдумбиде. Здесь представлены кровать, бюро, зеркало, а также ковер по дизайну французского декоратора Ивана Брунса (Ivan Da Silva Bruhns). Украшающие мебель букеты из слоновой кости — работа Поль Лелё, дочери Жюля Лелё. Подлинная кровать из комплекта не сохранилась и заменена копией работы самого Лелё, созданной для жены автопроизводителя госпожи Шенар. Ансамбль дополняет постельное белье эпохи ар-деко.

Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

В зале «Красное, черное и золотое» представлена мебель и текстиль с цветистыми рисунками, геометрическими линиями и густыми красками.

Выставка ар-деко в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Четкие геометрические формы и резкие цветовые контрасты были отличительной чертой стиля ар-деко 1930-х годов.

Альфред Курме, «Портрет сестры художника» (1921)

Другой тенденцией того времени было пробуждение интереса к церковному искусству, и устроители выставки решили использовать домовую капеллу Амоса Андерсона для экспонирования произведений религиозной скульптуры и живописи эпохи ар-деко — эпохи, когда церковь всерьез занялась моральным и архитектурным восстановлением послевоенной Европы.

Капелла в музее Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Многие художники того времени приняли активное участие в создании новой эстетики, соответствующей религиозным целям. Так, Морис Дени основал мастерскую религиозного искусства (Les Ateliers d’Art sacré), стремясь удовлетворить художественные потребности католической церкви во Франции.

♦♦♦♦♦♦♦

Подробная практическая информация о музее Амоса Андерсона в Хельсинки (адрес, часы работы, стоимость билетов) представлена тут.

♦♦♦♦♦♦♦

Куда сходить и что посмотреть в Хельсинки

Музеи Хельсинки

- Музей Атенеум

- Городской музей Хельсинки

- Художественный музей Амоса Андерсена

- Художественный музей Дидрихсена

- Художественный музей Синебрюхова

- Национальный музей Финляндии

Церкви и соборы Хельсинки: это стоит посмотреть

- Кафедральный собор Святого Николая (Helsingin tuomiokirkko)

- Православный Успенский собор

- Церковь в скале (Темппелиаукио)

- Часовня тишины Камппи

- Старая церковь Хельсинки (Vanhakirkko)

- Церковь Св. Иоханнеса (Иоанна) (Johanneksenkirkko)

- Церковь Каллио

Интересная архитектура и интерьеры в Хельсинки: это стоит посмотреть

- Здания в стиле финского модерна (национального романтизма) в Хельсинки

- Здание Национальной библиотеки

Бассейны и аквапарки Хельсинки

- Бассейн в скале Itäkeskus

- Исторический бассейн Yrjönkatu

Другое: концертные и оперные театры

- Опера Хельсинки

- Концерты органной музыки в церквях Хельсинки (например, в Старой церкви и кафедральном соборе)

♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Официальный сайт Художественного музея Амоса Андерсона в Хельсинки

2. Подробный фоторепортаж с выставки ар-деко в музее Амоса Андерсона

3. Что посмотреть и посетить в Хельсинки: выставка финского и французского ар-деко в Хельсинки

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)