Время: с 25 января до 28 апреля 2013 года
Место: Хельсинки, Финляндия; музей Атенеум (адрес: Kaivokatu 2; напротив железнодорожного вокзала Хельсинки)
Событие: Выставка к 150-летию финского художника Ээро Ярнефельта (1863–1937)
Стоимость входных билетов в музей Атенеум: 10 евро (после 12 апреля и до начала сентября 12 евро). Фотографировать в музее Атенеум не разрешается.
Часы работы музея Атенеум: вт, пт 10:00–18:00, ср, чт 10:00–20:00, сб, вс 11:00-17:00; понедельник выходной
Ээро Ярнефельт (Eero Järnefelt) (1863–1937) — один из крупнейших финских живописцев и графиков, представитель золотого века финского искусства, к которому принято относить период 1880-1900 гг. Это был подлинный расцвет финской национальной школы, и лучшие имена той эпохи — Альберт Эдельфельт, Аксели Галлен-Каллела и Ээро Ярнефельт — вошли в мировую сокровищницу культуры.
Ээро Ярнефельт более всего известен как замечательный портретист и автор величественных суровых пейзажей местности Коли. Сердцу художника также были дороги окрестности озера Туусуланярви (Tuusulanjärvi), где находилась его вилла-студия «Сувиранта» (Suviranta), а еще он с удовольствием писал портреты членов своей семьи.
Выставка в художественном музее Атенеум (Ateneum) в центре Хельсинки посвящена 150-летию со дня рождения Ээро Ярнефельта. Экспозиция поделена на две части: наиболее известные картины Ярнефельта демонстрируются в двух залах на третьем этаже музея, тогда как его рисунки, наброски и гравюры представлены в двух залах на первом этаже. Всего на выставке можно увидеть 150 произведений Ээро Ярнефельта, как из собственной коллекции музея Атенеум, так и присланных из частных собраний и других музеев Финляндии (включая виллу Яна Сибелиуса «Айнола» и художественные музеи городов Ярвенпяа, Турку, Хямеэнлинна).
Главными темами выставки являются пейзажи с изображением первозданной природы заповедного края Коли, картины народной жизни, портреты и произведения, связанные с работой художника на вилле-студии «Сувиранта» на озере Туусуланярви.
Выставка, приуроченная к 150-й годовщине со дня рождения художника, проводится при поддержке Общества Ээро Ярнефельта.
К выставке выпущена книга, посвященная графическим работам Ярнефельта. В книгу включен иллюстрированный каталог всех гравюр художника.
Творчество художника Ээро Ярнефельта
Пейзажи Ээро Ярнефельта
Уже на раннем этапе центральное место в творчестве Ээро Ярнефельта занимала пейзажная живопись. Небольшие картины с изображением различных деталей ландшафта наиболее ярко отражают его лирическое отношение к природе. Ярнефельт почти до самой смерти писал изумительные пейзажи с видом на озеро Пиелисьярви (Pielisjärvi), открывающимся с вершины сопки Коли. Хотя в пейзажных картинах Ярнефельта в той или иной степени присутствуют разные времена года, наиболее часто он изображал меланхолическую осень. Его пейзажи замечательны по своей свежести и непосредственности, полупрозрачной легкости и ясности цвета.
Еще будучи студентом Академии художеств в Санкт-Петербурге, Ярнефельт заинтересовался изображением облаков. Облака, меняющие свой вид и конфигурацию в разное время суток и при разных погодных условиях, — этот мотив привлекал художника на протяжении всей жизни. На выставке в музее Атенеум представлено два десятка эскизов, создающих единый тематический ансамбль с образами облаков в разные моменты суток, от восхода до заката.
Как и других художников, работавших на пленэре, Ярнефельта очаровывали меняющиеся эффекты освещения и разных погодных явлений. Например, на картине «Водный лютик» («Речная трава») (Vesileinikki) (1895) мы видим, как нежный стебель растения стелется по воде. Художник мастерски изобразил прозрачную поверхность озера, слегка колеблемую ветром, и камни на дне.
Как и французские импрессионисты, в своих пейзажах Ярнефельт старался уловить свежее, мимолетное впечатление. В этой и других картинах ему удалось передать сдержанную красоту скромной северной природы. С картины «Луна в летнюю ночь» (Kesäyön Kuu) (1889) на нас смотрит печальная луна, и чувствуется, как тихо и безветренно вокруг, в этом таинственном полусумраке. Картине несет на себе печать левитановской живописи.
На картине «Берег озера с тростником» (1905) изображен осенний пейзаж. Как уже отмечалось, Ярнефельт особенно любил это время года. Данное полотно было написано им на берегу озера Туусуланярви, где находилась вилла-студия художника.
Тихая пасмурная погода, застывшие деревья, спокойная вода — всё это создает атмосферу задумчивости и тишины. Четкие и бесформенные элементы, теплые и холодные цвета соседствуют друг с другом и частично сливаются. Тонко изогнутые линии и цветовая композиция обнаруживают влияние стилистики символизма 1890-х годов.
Ээро Ярнефельт как портретный художник
Помимо пейзажных работ, имя Ярнефельта всегда ассоциировалось с прекрасными портретами. Ярнефельт был необычайно одаренным портретным живописцем, так что его даже стали считать наиболее значительным мастером официальных портретов в Финляндии. Портретная живопись вполне соответствовала его художественному темпераменту. Ярнефельт был тонким проницательным наблюдателем и обладал глубоким пониманием индивидуальности своих моделей.
Реалистический подход в сочетании с крепким техническим мастерством позволяли ему создавать портреты высокого качества. На выставке в музее Атенеум демонстрируются, в частности, официальные портреты историка Иоганна Рихарда Даниэльсона-Кальмари (J.R. Danielson-Kalmari) и сенатора Иоганна-Филиппа Пальмена (Johan Philip Palmén).
Уже на раннем этапе карьеры, в 1890-х годах, Ярнефельт заслужил репутацию одного из лучших портретных художников в стране, прославился как состоявшийся и весьма популярный портретист. Ему заказывали портреты многие выдающиеся общественные деятели Финляндии той эпохи. Первыми стали финский поэт и филолог Карл Август Альквист (Karl August Ahlqvist), а также политик и фенноман Агафон Меурман (Agathon Meurman). Они заказали Ярнефельту свои портреты в 1889 году, а на следующий год он написал вышеупомянутый портрет барона Иоганна-Филиппа Пальмена. Во всех этих случаях портретируемые представлены в своей естественной домашней или рабочей среде, milieu. С 1920-х годов Ярнефельт стал фотографировать свои модели (также в их естественной среде) и иногда писал портреты непосредственно на основе этих фотоснимков.
В портретном творчестве Ярнефельта нашли отражение поиски национальной самобытности, стремление подчеркнуть своеобразный характер родной культуры. Художник создал настоящую галерею лучших людей Финляндии того времени: ученых, композиторов, писателей, общественных деятелей.
Помимо названных парадных портретов, посетители могут увидеть целый ряд более интимных, проникнутых теплым чувством портретов родных и близких Ээро Ярнефельта. Это, в частности, портреты его жены Сайми (Saimi), их пятерых детей и других членов семьи.
Семейные портреты — особая глава в творчестве Ярнефельта. Стоит особо отметить выполненные им портреты жены (1889), сына (1897), дочери (1903), портрет брата, писателя Арвида Ярнефельта (1888), а также сестры Айно Ярнефельт (1906) и ее мужа Яна Сибелиуса (1892). Знаменитый композитор представлен на нейтральном фоне. Его фигура изображена в фас, а обращенный к зрителю взгляд внимателен и требователен.
В жанре портрета Ярнефельт фактически стал конкурентом знаменитого живописца Альберта Эдельфельта. Однако стилистика и настроение их работ отличались: если Эдельфельт в своих портретах стремился создавать образы, полные пышности и изящества, то Ярнефельт придерживался более сдержанного и спокойного стиля. Он стремился подчеркнуть индивидуальность модели, выделить личность, абстрагируясь от всего несущественного. Портреты кисти Ярнефельта признаны вершиной финской портретной живописи как по техническому исполнению, так и по глубине психологических переживаний.
Еще один пример портретного творчества Ярнефельта — портрет баронессы Матильды Вреде (Mathilda Augusta Wrede) (1864-1928), написанный в 1896 году. Матильда Вреде была знаменитым лютеранским евангелистом и социальным реформатором. В стране ее называли «другом заключенных», поскольку она ратовала за реабилитацию этой категории граждан и активно им помогала. Дочь провинциального губернатора Карла Фабиана Вреде, Матильда впервые столкнулась с людьми, оказавшимися в местах лишения свободы, еще в юности (заключенных иногда направляли в дом ее отца для проведения ремонтных работ). В 19 лет Матильда пережила религиозное озарение и осознала свое признание в том, чтобы проповедовать евангелие отчаявшимся душам. Она посещала заключенных, обсуждала с ними Библию, распространяла религиозную литературу, причем действовала в полном одиночестве, не боясь нарушить действовавшие в то время социальные условности относительно должного поведения женщин. В 1886 году Матильда Вреде основала ферму, на которой могли получить работу оказавшиеся на воле бывшие заключенные. В этом известном портрете Матильды Вреде художнику Ээро Ярнефельту удалось передать благородную и возвышенную натуру миссионерки, посвятившей всю жизнь заботе об угнетенных. Погруженный в себя взгляд и скромное черное платье женщины подчеркивают ее аскетический облик. Выразительностью силуэта портрет напоминает некоторые работы В. Серова.
Среди других выдающихся финских женщин кисть Ярнефельта запечатлела журналиста и политика Теклу Хултин (Tekla Hultin) (1864–1943) (портрет 1905 года). Текла Хултин была первой в Финляндии женщиной, получившей степень доктора философии. Также она приобрела известность как журналистка, что тоже было весьма прогрессивно по тем временам. Сначала Хултин работала в газете «Пяйвялехти», а затем была главным редактором газеты «Исянмаан Юстявя», закрытой по приказу генерал-губернатора Н. Бобрикова. После этого она сосредоточилась на политической деятельности, став секретарем Лео Мехелина.
С 1908 по 1924 год эта бойкая, изобретательная женщина была депутатом парламента. Благодаря деятельности Теклы Хултин были существенно расширены политические права женщин в Финляндии.
Картины народного быта и другие жанры в творчестве Ээро Ярнефельта
Творчество Ээро Ярнефельта весьма разнообразно. Он писал не только портреты и пейзажи, но занимался графикой, писал алтарные картины, расписывал стены общественных зданий (известен, например, пейзаж, украшающий ресторан Eliel на железнодорожном вокзале Хельсинки (1911); также художник расписывал актовый зал университета в Хельсинки к празднику Флоры (1920)).
Одной из важнейших тем в творчестве Ээро Ярнефельта является жизнь финского народа. Ранние работы Ярнефельта, такие как «Саволакская лодка» (1888) (за нее художник был удостоен золотой медали в парижском салоне), «Июльский день» (1891) и «Поджог» (1893), без прикрас изображают жизнь простых финнов в сельской местности.
Наиболее яркий пример этого жанра — картина «Под ярмом» («Выжигание леса») (1893) (другие названия картины — «Поджог», «Спину гнущие для денег», «Подневольный труд»), входящая в постоянную экспозицию музея Атенеум. Полотно изображает старинный метод земледелия, заключающийся в выжигании леса для получения пахотных земель (так называемое подсечно-огневое земледелие). Картина была создана Ярнефельтом летом 1893 года в местечке Лапинлахти, в области Северный Саво, и стала самым известным произведением художника. В тот год мороз вторично погубил урожай. Ярнефельт работал на ферме одной состоятельной семьи и наблюдал тяжелые условия жизни и труда безземельных рабочих, которые получали плату за свою работу только в случае, если урожай был хорошим. Параллельно художник делал зарисовки горящего лесного пейзажа, изучал поведение огня и дыма, а также снимал на фотопленку сельских жителей, которые в итоге стали главными героями его картины.
Лишь один персонаж картины смотрит на зрителя: это девочка, на время прервавшая работу и взирающая на нас с выражением упрека и отчаяния. Ее живот распух от голода, лицо и одежда почернели от копоти, а вокруг ее головы Ярнефельт изобразил дым, напоминающий нимб. Художник написал этот образ с девочки по имени Йоханна Кокконен (Johanna Kokkonen). Глядя на картину, можно буквально почувствовать жар огня, услышать приглушенный шум пламени и хруст веток. Сцены тяжелого физического труда на переднем плане отчасти уравновешивает спокойный озерный пейзаж на заднем плане. Ярнефельт выполнил полотно с большим мастерством и точностью.
Картина «Выжигание леса» имеет несколько трактовок. Например, один из братьев художника — увлеченный толстовскими идеями писатель Арвид Ярнефельт — видел в ней лишь жесткую критику жалкой судьбы безземельного народа. В этом смысле девочка с картины стала обобщенным образом всех бедных и голодных детей, всех обездоленных людей Финляндии. С другой стороны, находились и другие трактовки. Так, некоторые современники считали, что данный сюжет привлек живописца в первую очередь интересными световыми эффектами пожара.
Другими примерами работ Ээро Ярнефельта на тему народного быта являются картины «Прачки» («Стирка на берегу») (1889), «По дороге домой (1889) и «Деревенский магазин» («Магазин — государство в государстве») (1905).
Здесь проявляется острая наблюдательность и критический подход к изображению действительности. Более того, можно заметить, что со временем в творчестве художника появляются элементы сатиры, что в целом довольно редко встречается в финском искусстве.
Биография Ээро Ярнефельта
Ээро Ярнефельт родился в 1863 году в городе Виипури (Выборге). В 1870 году семья переехала в Хельсинки (Гельсингфорс), где в 1874-1878 гг. мальчик, в дополнение к общему образованию, получил начальное художественное образование в рисовальном училище Общества поощрения художников.
В отличие от своих современников Аксели Галлена-Каллелы, Пекки Халонена и др., Ээро Ярнефельт после окончания обучения в Финляндии поехал учиться в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Для финских художников того времени такое решение было весьма необычным. Однако этот шаг был совершенно естественным для юноши, отец которого, генерал-лейтенант Август Александр Ярнефельт, служил офицером и геодезистом в российской армии и также в свое время учился в Санкт-Петербурге.
В российской столице жила и семья матери художника, Элизабет Ярнефельт (Елизаветы Константиновны) (в девичестве Клодт фон Юргенсбург). Последняя принадлежала к талантливому шведскому роду, обосновавшемуся в Санкт-Петербурге. К тому же, в Академии художеств преподавал дядя Ээро Ярнефельта — профессор, известный художник-пейзажист Михаил Константинович Клодт (Микаэль Клодт фон Юргенсбург). Последний был племянником знаменитого русского скульптора Петра Карловича Клодта, создавшего классические скульптуры «Укрощение коней» на Аничковом мосту.
В Академии художеств Ээро учился у своего дяди Михаила Клодта, а также у Павла Петровича Чистякова. На творчество Ярнефельта в этот период оказала огромное влияние реалистическая школа русского искусства, особенно такие художники, как Иван Шишкин, Василий Поленов и Архип Куинджи. Несомненно также и влияние Михаила Клодта, любившего изображать природу и особенно облака и небо в различных состояниях. Во время обучения в петербургской Академии художеств (1883-86 гг.) Ярнефельт сблизился с молодыми русскими художниками, особенно с Репиным и Коровиным. Он участвовал в совместных выставках с передвижниками и впоследствии поддерживал дружеские и творческие связи с русскими коллегами. Так, в 1898 году Ээро Ярнефельт принял участие в выставке русских и финских художников, которая была организована группой «Мир искусства».
После обучения в Санкт-Петербурге Ярнефельт отправился совершенствовать мастерство в Париж, где учился в Академии Жюлиана в 1886-88 годах (а затем еще в 1889 и 1890-91 гг.). Здесь он познакомился с творчеством Ж. Бастьена-Лепажа и восхищался им всю жизнь, хотя именно русская культура, впитанная Ээро с молоком матери, оказала наиболее сильное влияние на жизнь и творчество Ярнефельта. В конце 1880-х в Париже он подружился со своим коллегой Аксели Галленом-Каллелой. Художников объединял интерес к финской национальной идентичности и стремление к созданию подлинно финского искусства.
После возвращения в Финляндию в 1889 году Ярнефельт совершил поездку в город Кеуруу, где познакомился с актрисой Сайми Сван (Saimi Swan) (1867-1944), и год спустя они поженились. Сайми также работала переводчиком и переводила на финский произведения Диккенса, Генри Райдера Хаггарда и Джордж Элиот. В 1892 году сестра Ярнефельта Айно (Aino Järnefelt) стала женой знаменитого финского композитора Яна Сибелиуса. Впоследствии обе семьи жили по соседству: вилла художника «Сувиранта» находилась в непосредственной близости от дома Сибелиуса «Айнола». Сайми и Айно были близкими подругами и разделяли страсть к садоводству. В 1894 и 1895 годах Ярнефельт совершал образовательные путешествия по Италии, где изучал искусство Раннего Возрождения, а в 1899 году ездил в Крым.
Семейная вилла Ярнефельтов «Сувиранта» была построена в 1901 году. Известно, что Ярнефельт обладал навыками столяра и сам смастерил многие предметы мебели, которые по сей день украшают комнаты дома-музея. До 1917 года художник с семьей жили в этом доме круглый год, а затем семья переехала в Хельсинки и стала проводить время на вилле только летом.
Семья Ярнефельтов и Клодтов была большой, талантливой и очень влиятельной в культурных кругах. В петербургском доме Клодтов регулярно собиралась юная интеллигенция, интересующаяся искусством и общественными вопросами. Эти традиции продолжилась и в Финляндии, где благодаря энтузиазму Элизабет Ярнефельт был создан кружок, получивший название «школа Ярнефельтов». Помимо Ээро Ярнефельта, его братьев и сестер, в кружок входили писатели Юхани Ахо и Минна Кант, с которыми художник часто общался во время жизни в Куопио в 1884-1888 гг., и многие другие деятели. В салоне обсуждалась русская и скандинавская литература и другие темы. Здесь господствовали идеалистические представления о создании нового типа искусства, способного преобразовать общество. Именно в этом кружке окончательно сформировался замысел известной повести Юхани Ахо «Железная дорога» (1884) и возникла идея создания профинской газеты Päivälehti («Пяйвялехти»). Эта газета и ее литературное рождественское приложение (альбом Nuori Suomi) привлекали важнейших представителей финского искусства. В частности, этот альбом иллюстрировали Ээро Ярнефельт и Аксели Галлен-Каллела.
На семейном портрете Ярнефельтов (1896) мы видим художника рядом со своей женой Сайми (стоят справа). Третий слева — композитор Сибелиус, а крайняя слева — Айно. Элизабет Ярнефельт сидит рядом с Айно. Стоящая фигура в центре снимка — дирижер Армас Ярнефельт, один из восьми братьев и сестер художника Ярнефельта. Именно через Армаса, который был однокашником Сибелиуса, Айно и познакомилась со своим будущим мужем.
В сентябре 1909 года Ярнефельты и Сибелиусы провели отпуск в Северной Карелии, в области Коли, ставшей популярной среди художников и других творческих людей на волне интереса ко всему национальному, пробудившегося в обществе после выхода в свет «Калевалы». Ярнефельт впервые побывал в этих живописных краях в 1892 году и с тех пор не раз совершал сюда «творческие паломничества». Картины Ярнефельта, написанные им под впечатлением от великолепных пейзажей Коли, вошли в сокровищницу национального искусства Финляндии. Красота здешней природы вдохновила и его зятя Сибелиуса. Для последнего творческим итогом путешествия стала Четвертая симфония (1909-1911). Композитор посвятил ее Ээро Ярнефельту.
С 1902 по 1928 год Ярнефельт работал преподавателем рисунка в Университете Хельсинки. В 1912 году он получил звание профессора. Кроме того, Ярнефельт был членом и президентом Академии художеств Хельсинки. Ээро Ярнефельт скончался в 1937 году и похоронен в Хельсинки на кладбище Хиетаниеми.
♦♦♦♦♦♦
Перечень использованных в статье репродукций картин и графики Ээро Ярнефельта:
- Портрет сына художника (Taiteilijan poika) (1897)
- «Мертвая сосна» (Kelo) (не датирована)
- «Портрет девочки» (не датирован)
- «Деревья зимой» (Talvisia puita) (1915)
- Этюд с облаками (1892)
- «Водный лютик» («Речная трава») (Vesileinikki) (1895)
- «Луна в летнюю ночь» (Kesäyön Kuu) (1889)
- «Берег озера с тростником» (Kaislikkoranta) (1905)
- «Девушка за чтением» (Lukeva Tyttö) (1909)
- Портрет Иоганна Рихарда Даниэльсона-Кальмари (1896)
- Портрет Иоганна-Филиппа Пальмена (1890)
- Портрет брата, писателя Арвида Ярнефельта» (1888)
- Портрет Сайми к помолвке (1889)
- Портрет Айно (сестры художника) (1906)
- Портрет Яна Сибелиуса (1892)
- Лина (Леена), дочь художника (Leena, Taiteilijan Tytär) (1903)
- Портрет Матильды Вреде (1896)
- Портрет Теклы Хултин (1905)
- «Выжигание леса» (1893) (Raatajat rahanalaiset /Kaski)
- «Прачки» («Стирка на берегу») (Pyykkiran
- «По дороге домой» (Kotimatkalla) (1898)
- «Деревенский магазин» («Магазин — государство в государстве») (Maalaispuodissa) (1905)
- «Ресторан французских вин» (Ranskalainen Viinitupa) («Ле Франк, торговец вином на бульваре Клиши в Париже») (1888)
♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Ateneum guide. Ateneum Art Museum, Heklsinki, 2010.
2. Выставка Ээро Ярнефельта в музее Атенеум, информация на сайте музея
3. Ээро Ярнефельт, статья в Википедии
4. Эро Ярнефельт. Финский критический реализм с русскими корнями
5. Картины Эро Ярнефельта, репродукции
6. Репродукции картин Ээро Ярнефельта
7. Биография художника Ээро Ярнефельта
8. Ээро Ярнефельт и русский реализм
9. О самой известной картине Ээро Ярнефельта и ее проротипах
10. Захоронения известных людей на кладбище Хиетаниеми